Краткий исторический очерк
Истории развития
Социологического знания
Тема 1. Эмиль Дюркгейм
Основные положения
1. Согласно Эмилю Дюркгейму (1859-19I7), социальная реальность
включена в универсальный природный порядок, столь же устойчива и
реальна, как и природа, поэтому развивается по определенным законам.
Общество - реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Она обладает автономией по отношению к природе и одновременно по
отношению к индивидам. Человек - двойственная реальность, в которой взаимодействуют две сущности: социальная и индивидуальная,
причем приоритетом в ней обладает реальность социальная над индивидуальной.
2. Основу социальной реальности составляют социальные факты,
которые должны рассматриваться как вещи, т.е. как внешние по отношению к индивидам. Будучи внешними по отношению к индивидам,
социальные факты составляют объективную реальность, независимую
от индивидуального сознания. Социальные факты, все нормы, ценности, обычаи, традиции не только объективны, независимы от индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания.
|
|
3. Из признания специфики социальной реальности, воплощенной
в социальных фактах, вытекает, согласно Э. Дюркгейму, самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, в частности, к философии.
4. Важную роль играет в обществе социальная солидарность, существующая в двух видах: механическая и органическая. Первая из них
доминировала в архаических обществах, была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая
солидарность характерна для современного общества и основана на
разделении труда.
5. Основная функция разделения труда - интегрирование индивидов в социальные общности, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности. В последнем решающая
роль принадлежит корпорации, которая должна, по мнению Э. Дюркгейма, стать четко организованной группой, социальным институтом и одновременно основным элементом социальной структуры.
Тема 2. «Понимающая» социология М. Вебера