1. В отличие от О. Конта и Э. Дюркгейма, социологическая доктрина, развиваемая Максом Вебером (1864-1920), наполнена скептицизмом
по отношению к социологическим всеобщностям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные
механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в понимающую и объясняющую науку.
Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее и процессе прямого наблюдения за действиями другого человека, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия.
С учетом сказанного становится понятным определение социологии
данное М. Вебером: «Социология... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».
2. Важнейшая категория веберовской социологии - социальное действие - обладает тремя отличительными признаками:
Ø наличие действующего индивида;
Ø осмысленность предпринимаемого действия;
Ø социальная ориентированность действия на других людей.
3. С точки зрения мотивации и уровня рациональности, осмысленности вся совокупность социальных действий может быть подразделена
на четыре основных типа:
Ø целерационалъное;
Ø ценностнорациональное;
Ø традиционное;
Ø аффективное действие.
Высшим уровнем рациональности, разумной осмысленности обладают целерациональные действия, в которых поведение ориентировано на цель, рационально соотнесены средства к целям и побочным результатам и четко выделено отношение различных возможных целей друг к другу. Рационально осмысленным является и второй тип - ценностно-рациональные действия, отличающиеся осознанным определением своей направленности на определенную ценность на основе личных убеждений индивида о долге, достоинстве, красоте и т.п. Третий тип - традиционные действия находятся на границе осмысленности, а нередко и за ее пределами и основаны на длительной привычке, навеянной индивидам традициями, обычаями и т.п. Четвертый тип - аффективные действия чаще всего находятся за пределами осмысленности и совершаются индивидами в состоянии аффекта - страха, гнева и т.п.
4. С социальными действиями, в понимании М. Вебера, органически связаны социальные отношения, под которыми понимается поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу л.руг с другом и
ориентирующееся на это. Содержание же отношения может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный
обмен, соперничество и т.д. Социальное отношение может быть дли
тельным или преходящим, а его содержание способно изменяться, на
пример, в политических отношениях солидарность может превратиться
в борьбу, вызванную столкновением интересов.
5. Выделение основных типов действий и отношений привело
М. Вебера к необходимости введения в социологическую теорию и
обоснования категории «идеальный тип». Под идеальным типом он понимал идеальные в логическом смысле теоретические конструкции, позволяющие абстрагироваться от многочисленных и разнородных эмпирических фактов действительности и сконцентрировать внимание на
основных особенностях, целого обширного класса сходных в каком-либо отношении и повторяющихся социальных явлений и процессов, их взаимосвязанных причин и следствий.
6. В веберовской социологической концепции очень важное значение придается категории «организация», отличительный признак которой заключается в наличии административного персонала, постоянно
ответственного за поддержание устойчивости организации и координирование деятельности ее членов. Для обозначения этих административных аспектов организации применяется термин «бюрократия», который
обозначает усилия, необходимые для поддержания и функционирования организации, эффективности выполняемых ею функций и усилий,
направленных на достижение ее целей.
7. Наряду с организациями в обществе, согласно М. Веберу, существуют и другие объединения, в которых социальное поведение и социальные взаимодействия рационально упорядочены в своих целях и
средствах их достижения. Таковы, в частности, социальные институты, характерные особенности которых состоят в следующем:
Ø люди включаются в них на основании объективных данных (наличие гражданства, религиозных верований, профессии и т.п.);
Ø основными факторами, определяющими поведение в них, служит наличие рациональных установлений (правил, предписаний и др.) и
аппарата принуждения. В качестве таковых, согласно М. Веберу, выступают государство, церковь, политическая партия.
8. Теория рационализации, модифицированная в учении об организациях и институтах, подводит М. Вебера вплотную к теоретическому
осмыслению явлений господства, подчинения и власти, занимающих
главенствующее положение в политике. Концентрированным воплощением господства и власти является государство, которое, по его словам, «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на
легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство».
М. Вебер выделяет три основных типа легитимного, т.е. законного господства:
Ø «традиционное» господство, базирующееся на авторитете «вечно вчерашнего», т.е. власти, передаваемой по наследству - от князя или
короля его наследнику;
Ø господство в силу веры большинства общества в обязанность легальных установлений, достигаемое путем избрания во время выборов в демократическом обществе;
Ø авторитет необычного личного дара, которым обладает носитель х аризмы, т.е. необычной способности человека оказывать магическое
воздействие на других людей и властвовать над ними.
8.М. Вебер уделил большое внимание изучению мировых религий
(буддизма, ислама христианства) и проанализировал влияние протестантизма, в первую очередь протестантской этики, на возникновение
капиталистического духа и становление капитализма как специфического типа рациональной экономики.