социологического исследования
Социоинженерная деятельность.
Особенность преподавания данной темы в дисциплины социологии. Исследование как форма научной деятельности. Принципы организации социологического исследования. Единство теоретического и эмпирического в социологическом исследовании. Программа социологического исследования. Методы сбора и анализа эмпирической информации. Измерение социальных процессов. Выборочный метод в социологическом исследовании. Организация социологического исследования.
Особенности социальных проблем и способы их выявления. Комплексный подход в анализе и решении социальных проблем и роль социолога. Виды социоинженерной деятельности.
Моделирование социальных процессов. Формы и принципы диагностики, прогнозирования и проектирования социальных процессов, систем, управленческих стратегий. Построение мониторинга социальных процессов.
Организация социологической исследовательской практики студентов.
Примерная тематика рефератов и курсовых работ:
1. Программа курса социологической дисциплины (по выбору).
2. План лекции по социологической дисциплине (по выбору).
3. План семинарского занятия по социологической дисциплине (по выбору).
4. План занятия практикума по социологической дисциплине (по выбору).
5. Разработка теста проверки знаний студентов по социологической дисциплине (по выбору).
6. Рецензирование методических достоинств и недостатков учебника по социологической дисциплине (учебник по выбору).
7. Рецензирование методических достоинств и недостатков лекции по социологической дисциплине (дисциплина и тема лекции по выбору).
8. Рецензирование методически достоинств и недостатков семинарского занятия по социологической дисциплине (тема занятия и дисциплина по выбору).
9. Учебное пособие по теме в курсе социологической дисциплины (дисциплина и тема по выбору).
10. Электронное учебное пособие по теме в курсе социологической дисциплины (дисциплина и тема по выбору).
11. Методы организации групповой дискуссии в ходе семинарского занятия.
12. Развитие техники и искусства публичной речи преподавателя.
13. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов.
14. Дистанционные формы обучения в преподавании курса социологических дисциплин.
15. Особенности преподавательской работы как профессии.
16. Программа как основной методический документ преподавания учебной дисциплины. Основные требования к разработке учебной программы.
17. Методические особенности построения и принципы пользования учебниками и учебными пособиями.
18. Пафос, логос, это с как основания риторики. Основные правила риторики и гомилетики.
19. Методические средства развития голоса и публичной речевой практики.
20. Лекция как форма обучения. Виды лекций и их особенности.
21. Семинарское занятие как форма обучения. Виды семинарских занятий и их особенности.
22. Методические принципы и приемы ведения групповой полемики.
23. Типы вопросов, их постановка и обсуждение в ходе дискуссии.
24. Игротехнические технологии в семинарском занятии.
25. Организация интерактивных телеконференций с помощью Интернет.
26. Планирование самостоятельной работы студентов.
27. Методика конспектирования и реферирования учебной и другой литературы.
28. Курсовая и дипломная, магистерская работа: методические принципы и учебные требования при их организации, проведении и защите.
29. Практикум по социологии, его роль, методическое обеспечение и формы организации.
30. Особенности методического обеспечения форм факультативных занятий.
31. Формы контроля учебных занятий и аттестации уровня подготовки студентов.
32. Тестирование уровня подготовки студентов по социологическим дисциплинам.
33. Методика организации экзамена и зачета.
34. Методические особенности преподавания теоретико-методологического введения в курс социологии.
35. Методические особенности преподавания раздела «Социальные структуры. Социальные нормы. Общественные институты».
36. Методические особенности преподавания раздела «Культура в развитии общества и человека».
37. Методические особенности преподавания раздела «Социальные отношения и социальные процессы; формы их регуляции».
38. Методические особенности преподавания раздела «Методология и методика социологического исследования».