Эмпирические характеристики контрактного и эксплуататорского государства

1 критерий – соотношение статей доходов. Чем выше величина неналоговых поступлений, тем больше государство вмешивается в экономику – его роль выходит за рамки простого гаранта исполнения контрактов.

2 критерий – соотношение различных видов налоговых поступлений. Высокая доля «рыночных налогов» говорит о подчиненном характере производительной деятельности (преобладание рыночных налогов – на прибыль, НДС, акцизов, подоходного и т.д.) О конфискационном характере государства свидетельствует преобладание рентных платежей и специальных налогов.

3 критерий – собираемость налогов, т.е. соотношение фактических налоговых поступлений и их потенциальной величины (чем выше собираемость налогов, тем выше государство к модели контрактного).

4 критерий – структура расходов. Для эксплуататорского государства приоритет отдается финансированию расходов, связанных с сохранением и усилением потенциала насилия (расходы на содержание «силовых» министерств), и расходов, связанных с содержанием государственного аппарата.

5 критерий – способы финансирования бюджетного дефицита. Из трех возможных методов (кредит ЦБ, внутренний и внешний кредиты) эксплуататорское государство предпочитает кредиты у ЦБ, предполагающие высокую инфляцию, в то же время наименее ограничивающий его свободу. Контрактное государство, в свою очередь, предполагает наименее инфляционный способ финансированию бюджетного дефицита – займы на внешнем рынке.

2. Модели государства.

Институционалисты предложили свое представление о происхождении и функциях государства. Сформировались многочисленные модели, наибольшее распространение получили следующие две.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: