Частные права

Нижеследующее располагается в зоне частной жизни и должно быть защищено от вторжения в нее общества и государства. Оно включает внутреннюю сферу совести, конфиденциальность, свободу распоряжаться собственным телом, сексуальное предпочтение, репродуктивную свободу, заботу о здоровье, право на смерть, добровольные объединения и личную собственность. Порядок, в котором эти темы обсуждаются, не означает их иерархичности.

I. Внутренняя сфера совести.

Личность обладает неотчуждаемыми правами в области своей внутренней жизни и в сфере своей совести. Она имеет право думать, выбирать, как и во что ей верить или чем дорожить без какой-либо попытки со стороны государства или общества установить цензуру, запретить или искоренить ее внутренние убеждения, какими бы ошибочными они ни казались. Конечно, мы можем целиком не соглашаться со взглядами человека и считать его невежественным, глупым или безнравственным, а его убеждения откровенно ошибочными и вредными. Мы можем пытаться убедить его в противоположном с помощью аргументов, показывающих несостоятельность его взглядов и демонстрирующих вредные последствия его убеждений. Но мы не имеем права клеймить его как еретика или изгоя, отвергая тем самым его право на свои убеждения. Тоталитаристы, деспоты, идеологические и теистические догматики любыми средствами стремятся навязать свои критерии ортодоксальности и истинности, что является проявлением наиболее деструктивной формы тирании над разумом человека. Право на свободу и неприкосновенность внутреннего мира человека, его совести включает в себя право узнавать, читать, учиться и знать. Жизнь разума должна быть свободной от вмешательства в нее со стороны общества.

II. Конфиденциальность.

Общество, включая средства массовой информации, не имеет права следить и сообщать данные (информацию) о частной жизни человека, касающиеся только его самого и не предназначенные для разглашения. Существует разница между общественными деятелями и частными лицами, и иногда знание о частной жизни Джона Ф. Кеннеди, Иосифа Сталина или Маргарет Тэтчер, например, будет подано в свете их общественной деятельности. Степень, в какой общество должно сохранять уважение к частной жизни общественных деятелей, является предметом напряженной публичной полемики. Тем не менее, в любом случае определенная информация о человеке не должна распространяться и раскрываться без его собственного согласия на это. Учителя, врачи, юристы или психиатры не должны разглашать сведения о своих студентах, пациентах и клиентах без их добровольного согласия. Частное поведение человека может быть связано с его общественной деятельностью, но даже и в этом случае сфера частной жизни должна уважаться и оберегаться от вторжения общества и государства.

Возрастающая степень информированности в современном обществе делает все более необходимой защиту правительством и другими социальными институтами частной жизни людей от опасности подвергнуться компрометации или от причинения ущерба, нанесенного в результате разглашения сведений о них. Представители средств массовой информации должны особенно строго придерживаться высоких журналистских норм и избегать безответственной болтовни.

III. Свобода распоряжаться собственным телом.

Можно предположить, что каждый человек признает необходимость неприкосновенности тела человека и согласиться, что на него нельзя посягать принуждением или запретом, даже если общество склонно предписывать человеку, как он должен поступать в отношении своего личного физического существования. Свобода частной жизни означает, что людям должно быть позволено есть, пить и совокупляться так, как они считают нужным, если при этом они не причиняют вреда другим. Общество не имеет права выставлять на всеобщее обозрение, осуждать или высмеивать удовлетворение человеком своих личных телесных потребностей. Разнообразие человеческих вкусов обуславливает широкий диапазон мнений о том, что считать хорошим, плохим, правильным или неправильным. Как я уже доказывал, существуют стандарты добродетели и совершенства человеческого характера. Вне всякого сомнения, умеренность, сдержанность и благоразумие должны быть основными принципами нашего поведения.

Очевидно, что общество может считать неприличным некоторые формы социального поведения. Они могут вызывать отвращение и стремление запретить их. Так, люди выступают против испражнения, мочеиспускания, совокупления или обнажения в публичных местах определенных частей тела или его органов. Но в то же время общество не имеет права вторгаться в дом человека с целью контроля над удовлетворением его личных телесных потребностей.

Общество должно заботиться о здоровье своих граждан. Оно должно предоставить им информацию о правильном питании, необходимости физических упражнений, опасности алкоголя, сигарет, холестерина или наркотиков. Но имеет ли оно право запрещать употребление этих продуктов с помощью закона? Оно должно сделать все правомочное, чтобы убедить людей принять стиль жизни, который способствует ее сохранению и улучшению, но не должно принуждать их к принятию соответствующего образа жизни. Они имеют право сами определять, что для них хорошо, а что плохо. Не обувная фабрика или государство, а «тот, кто носит ботинки, лучше знает, где они жмут».

Социальная политика может быть непоследовательной или даже смехотворной: государство запрещает марихуану, кокаин и героин, но не алкоголь или сигареты. Без всякого сомнения, оправданием запрещения кокаина и героина служит то, что они являются сильными наркотическими веществами, что люди, которые их употребляют, попадают под их влияние и почти лишены свободы выбора и что они могут приводить к действиям, наносящим вред другим. Но эти же самые рассуждения справедливы в отношении алкоголя. Алкоголики также являются наркоманами, их умственные способности серьезно повреждены, они не могут контролировать свои действия. Алкоголь часто является причиной нанесения оскорбления или ущерба другим людям. Алкоголь и сигареты содержат много наркотических веществ, и опасность, которую они несут здоровью и жизни, является более значительной, чем вред, наносимый марихуаной, героином и кокаином вместе взятыми.

Что общество может запретить? Что оно должно разрешать? Радикальные либертарианцы указывают на противоречие в проводимой государством политике и выступают за открытую и свободную торговлю наркотиками. Джон Стюарт Милль выступал против политики, препятствующей людям покупать лекарства, содержащие наркотические вещества. Я не могу предложить абсолютного критерия, и я защищаю не легализацию или торговлю наркотическими веществами, но только декриминализацию безвредных наркотических лекарств. Если целью общества является сохранение здоровья своих граждан, то многие продукты должны быть запрещены. Мы можем прийти к запрещению шоколада и кофе, чрезмерное употребление которых может привести к зависимости от них и к ухудшению здоровья. Можем ли мы требовать, чтобы каждый человек ежедневно занимался интенсивными физическими упражнениями и гимнастикой на открытом воздухе? Как человек, увлекающийся бегом трусцой, я искренне считаю, что физические упражнения помогают избегать стрессов и болезней, улучшают сердечную деятельность. Все же некоторые люди испытывают отвращение к физкультуре. («Каждое утро я принуждаю себя заниматься физическими упражнениями, — говорят они, — и остаюсь лежать в постели до тех пор, пока это самопринуждение не пройдет».) Только тираническое государство будет принуждать своих граждан заниматься физкультурой. Конечно, существует большая опасность того, что дети начнут употреблять наркотики прежде чем они станут достаточно зрелыми, чтобы принимать сознательные и благоразумные решения. Государство имеет право по закону преследовать распространителей наркотиков, подвергающих опасности здоровье и благополучие детей и молодежи. При этом, однако, сомнительным будет выглядеть стремление государства навязать аналогичные формы преследования в отношении взрослых наркоманов.

Свободное общество позволяет людям заботиться о своем здоровье так, как они считают нужным. Я убежден, что хотя здоровье является одним из качеств совершенной личности, ответственность за него должен нести сам человек, а не государство. Необходимо создавать программы обучения сохранению и укреплению здоровья, однако, использование этой информации должно стать делом личного выбора.

IV. Сексуальное предпочтение

Выражение своих сексуальных наклонностей входит в сферу частной жизни. Это наиболее интимный аспект личного поведения, и он должен быть полностью оставлен в распоряжении самого человека. Государство не имеет права вторгаться в спальни своих граждан.
Мастурбация. Наиболее безобидным личным сексуальным актом является мастурбация, которой можно заниматься в любом уединенном месте. Почему общество должно осуждать эту практику? Я говорю не о преследовании по закону, которое везде и всегда почти невозможно реализовать, а о моральном осуждении. Неприязнь к мастурбации во многом имеет религиозный источник. Мораль рассказанной в Ветхом завете истории об онанизме заключается в том, что расточение семени посредством мастурбации или прерывания соития является грешным. Иуда приказал своему сыну Онану жить с женой умершего брата. Согласно закону, он был обязан оплодотворить вдову своего брата. Онан не захотел стать заменителем брата и поэтому, «когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Быт. 38, 9), «Зло было перед очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (38,10). С тех пор религиозные фундаменталисты, ортодоксальные римские католики и иудеи осуждали мастурбацию как моральное преступление. В глубокой древности опасались, что потеря семени ведет к потере силы. Этот взгляд был распространен во всем мире и до сих пор бытует в Африке, Азии и Европе. Конечно, это неприменимо к женщинам, но женская сексуальность контролировалась более строго, чем мужская. Многие католические теологи считают мастурбацию большим грехом, чем прелюбодеяние.

По разным причинам осуждение мастурбации все еще сохраняется. Я помню, что когда я был подростком, мои родители опасались, что я буду заниматься мастурбацией, и поэтому семейный врач познакомил меня с книгой, которую я прочитал сам и передал потом моим школьным товарищам. Мы были испуганы, поскольку она предупреждала об опасностях мастурбации: в ней говорилось, что она приводит к венерическим болезням, психическим расстройствам, вызывает бородавки на лице и прыщи на лбу. Позднее сексологи открыли, что мастурбация свойственна многим видам животных и является естественным актом в психосексуальном развитии человека. Даже некоторые взрослые и старики считают ее источником наслаждения, способом удовлетворения тайных фантазий и средством психического и физического избавления от сексуального партнера. Исследования показали, что даже католические священники и монахи прибегают к этой практике, считая строгое соблюдение целибата и воздержание трудноосуществимым.

Добровольные сексуальные отношения. Ввиду того, что сексуальная активность, как правило, предполагает партнера, может возникнуть вопрос о том, какие формы сексуального выражения безнравственны и должны быть запрещены законом. Я буду доказывать, что все формы являются делом частного выбора, хотя нужно понимать, что это предположение относится только к добровольно вступающим в сексуальный контакт взрослым, а не к детям, и что взрослые не имеют права вовлекать в сексуальную связь тех, кто не достиг возраста, позволяющего дать осознанное и разумное согласие на сексуальные отношения. Дети, которые подвергаются любому способу сексуального оскорбления со стороны взрослого, включая родителей, имеют право на публичную защиту. Возраст, с которого человек может давать осознанное согласие на сексуальный контакт, является дискуссионным, и я не буду обсуждать здесь этот вопрос. Но он начинается не в двадцать один год и, возможно, даже не в восемнадцать, поскольку одни люди и созревают быстрее, чем другие. При достижении определенного возраста человеку должна быть предоставлена свобода добровольного выражения своих сексуальных предпочтений в частной жизни.

Адюльтер. Адюльтер входит в сферу частной жизни, и государство не имеет права регулировать или наказывать людей, которые совершили супружескую измену. Мы можем считать такие действия аморальными по prima facie основаниям, особенно если брак жизнеспособен и основан на искренности и доверии. Но там, где брак разваливается и сексуальные потребности не удовлетворяются, некоторые люди могут считать адюльтер позволительным или, по крайней мере, частным делом самого человека. Во всех случаях, люди, вступающие в такие отношения, сами должны решить, будут ли они иметь или не иметь любовные связи на стороне. Государство не в праве вмешиваться в эти вопросы. То же самое справедливо и по отношению к другим формам сексуальных отношений, включая добрачные сексуальные отношения, отношения между разведенными людьми и другие виды сожительства. Все они являются частным, а не публичным делом людей за исключением тех случаев, когда в сексуальную связь вовлекаются несовершеннолетние.

Содомия. Имеет ли государство право определять, какие способы сексуального поведения соответствуют морали и допустимы законом? Должен ли полицейский вторгаться в спальни с целью наблюдения сексуального поведения и наказания тех, кто отклоняется от вагинального сношения? Традиционалисты допускают сексуальную связь только между супругами и только в так называемой миссионерской позе. Все остальное считается ими извращением. Религиозные традиции подавления сексуальности играли главную роль в развитии чувства виновности: сексуальная страсть осуждалась как форма вырождения личности, а любое отклонение от «нормы» объявлялось грехом.

Сексуальное возбуждение включает множество тонкостей и оттенков. Эротическая фантазия играет важную роль в стимулировании сексуального оргазма. Согласно сексологу Джону Мани существуют «парафилические любовные карты» (paraphillis maps), когда многие люди вынуждены фантазировать или совершать какие-то действия для того, чтобы достигнуть оргазма.[3] Термин филия означает любовь, а пара — то, что за пределами обычного. Парафилическая любовная карта раскроется полностью не ранее, чем пройдут многие годы. Она может проявляться в нелепых мечтах или во время актов мастурбации и стать необходимым стимулом для оргазма. Парафилия может включать оральный или анальный секс, фетишизм, вуйаеризм, трансвестизм, мазохизм, садизм и широкий круг других фантазий. Люди, которые не в состоянии получить эротическое удовлетворение без своих фантазий, часто ищут партнеров, которые смогли бы выполнить их необычные желания. Государство, запрещающее или препятствующее выражению сексуальных предпочтений своих граждан, тем самым отрицает индивидуальность и уникальность сексуального поведения людей, которое может быть таким же пестрым, как и разнообразие вкусов в пище, напитках и одежде. Отклонение от того, что исторически считалось нормой настолько широко, что трудно точно определить, что такое «естественное» сексуальное поведение. Вероятно, единственным допустимым случаем вторжения государства в сексуальные отношения своих граждан является распространение венерических и других передающихся половым путем болезней, а также защита людей от насилия или причинения им физического или психологического ущерба в ходе совершения полового акта.

Гомосексуализм. Гомосексуализм широко практиковался во всех культурах и обнаружен даже у различных видов животных. Он обычно скрывается от публичного взгляда из-за негативного отношения к нему со стороны общества и проистекающего отсюда порицания или наказания субъектов этой практики. Очевидно, что люди не смогли бы выжить, если бы гомосексуализм стал нормой, хотя некоторые ученые утверждают, что он выполняет социобиологическую функцию в сохранении видов. Значительное число творческих людей, по-видимому, практиковали или одобряли его, включая Платона, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Чайковского, Уолта Уитмена, Гертруду Штайн, Вирджинию Вульф и Андре Жида.

Гомосексуализм вызывает сильное негодование в обществе, многие испытывают к нему чувство отвращения. Главный вопрос состоит здесь в том, обусловлен ли гомосексуализм окружающей средой, или он предопределен генетически. Существует большое опасение, что если верно первое, то дети под влиянием гомосексуальной практики других людей усвоят соответствующий стиль жизни. Многие родители боятся движения за свободу сексуальных меньшинств, поскольку убеждены, что если гомосексуальные стили жизни получат слишком широкую и благосклонную известность, то молодые люди будут прельщаться гомосексуализмом и предаваться ему. Поскольку молодежь испытывает постоянное влияние со стороны различных образцов и норм поведения, говорят они, сексуальные отклоняющиеся формы поведения должны быть запрещены, иначе воцарится разврат и общество придет к моральному упадку. Ведущие религиозные конфессии требуют запрещения гомосексуализма, сурово осудила его и католическая церковь. При этом гомосексуализм становится все более острой проблемой для самой церкви, поскольку многие священники являются гомосексуалистами.

Библия со всей определенностью не приемлет гомосексуализм. Иегова огнем и серой разрушил Содом и Гоморру за греховную сексуальную практику их жителей. Библия рассказывает, как несколько мужчин Содома окружили дом Лота и потребовали выдачи гостивших у него мужчин, чтобы удовлетворить с ними свои сексуальные потребности. Для спасения гостей Лот вместо них предложил им двух своих дочерей. Очевидно, гомосексуализм был хорошо известен древним евреям, поскольку он строго запрещается в Левите: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость» (Лев. 18, 22). Ниже в качестве наказания за это преступление Левит предусматривает смерть: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость, да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20,13).

Подобное отвращение к гомосексуализму питает и Новый Завет. Павел пишет: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1. Кор. 6, 9-10). В другом месте Павел напоминает: «Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим. 1, 27). Ясно, что гомосексуалисты, подобно ворам и убийцам, обрекают себя на вечные мучения, и что единственным способом искупить свои грехи остается для них вера во Христа. [4]

Некоторые данные говорят о том, что, по крайней мере, у значительной части гомосексуалистов соответствующая склонность обусловлена генетически. Если это так, то гомосексуальная ориентация не является простым субъективным предпочтением и не может быть с легкостью устранена лечением или другими средствами. В любом случае, даже если ее возникновению содействуют факторы окружающей среды, сексуальная ориентация человека устанавливается на ранних этапах жизни и не может, после определенного момента, быть легко изменена. Установлено, что от четырех до десяти процентов населения являются гомосексуалистами. Независимо от того, является ли сексуальная предрасположенность генетической или нет, гомосексуалист не имеет достаточного контроля над своей сексуальной природой, вместе с тем он может организовать свою жизнь так, чтобы избежать беспорядочных половых связей, проявляя, таким образом, благоразумие и сдержанность. Многие психологи считают, что гомосексуализм является скорее всего необычной сексуальной ориентацией, а не патологией, но в любом случае он не подлежит моральному осуждению.

Значительная часть населения является, по-видимому, бисексуальной, то есть в состоянии вступать в половую связь с партнерами обоего пола. Пока еще не представляется возможным с точностью установить, является ли бисексуальность генетической предрасположенностью или простым субъективным предпочтением. Существуют доказательства в пользу первого.

Должна ли сексуальная ориентация являться личным делом человека, и должно ли быть позволено взрослым выражать свои сексуальные предпочтения в частной жизни? Гуманная сексуальная политика допускает сексуальную автономию, но только в отношении к взрослым и если она не вредит общему здоровью общества. Она признает добровольные гомосексуальные акты в частной жизни и допускает создание клубов и баров для общения гомосексуалистов.

Серьезной проблемой в контексте обсуждаемого вопроса является распространение болезней. Сексуальная революция произошла отчасти по причине распространения безопасных и надежных противозачаточных средств, исключающих возможность беременности, а также антибиотиков, способных излечить гонорею и сифилис. Однако интенсивное распространение СПИДа вызвало оправданную озабоченность общественным здоровьем. Если распространение болезни становится беспрепятственным и начинает охватывать население целых стран, общество имеет право регулировать виды поведения, являющиеся переносчиками болезни, и способствовать обучению безопасным сексуальным практикам. Заражение вирусом СПИДа вызвано не гневом Бога. Это не большее наказание за греховный образ жизни, чем заболевание раком или другими смертельными болезнями. Угроза СПИДа заставила гомосексуалистов отказаться от беспорядочных одноразовых контактов в пользу моногамных отношений, построенных на длительной и прочной основе.

Нельзя считать гомосексуалистов грешниками и безнравственными личностями или думать, что они лишены человеческих добродетелей. Неправда, что они — моральные распутники, способствующие разложению общественного уклада. В своем большинстве гомосексуалисты, как и другие люди, являются честными людьми, способными достичь этического совершенства и осознать правила морального поведения. Они способны быть и являются полезными, творческими и ответственными гражданами. Как таковые они заслуживают терпимого к себе отношения, а их право на частную жизнь должно соблюдаться также последовательно, как оно соблюдается в отношении остальных людей.

Проституция. Источники сексуальной аморальности вызывают особую озабоченность общества. В поле этой озабоченности входит проституция. Хотя можно доказывать, что проституция должна быть частным делом двух или более договаривающихся между собой взрослых, она становится делом общества, когда проститутка занимается торговлей своим телом на улице или в другом общественном месте и так или иначе содействует распространению болезней, либо увеличивает возможность заражения ими. В таких случаях проституция может нанести ущерб другим людям.

Государство должно контролировать проституцию для того, чтобы не допустить рабства, насилия и вовлечения в нее несовершеннолетних. Если два человека хотят вступить в сексуальный контакт, это является их частным делом, за исключением тех случаев, когда они нарушают общественные приличия и порядок. Во Франции и других странах для проституток созданы специальные дома (бордели или массажные кабинеты). Проституция становится делом общества только тогда, когда те, кто ею занимается, прибегают к таким преступлениям как кража или шантаж или когда они наносят ущерб неосторожным клиентам. В некоторых странах требуется, чтобы проститутки периодически проходили медицинский осмотр. Мы должны остерегаться воинственных призывов к полиции нравов уничтожить проституцию. Естественно, что здоровье является предметом общественной заботы, но вместе с тем мы должны допускать сексуальную свободу людей до тех пор, пока она не несет непосредственную серьезную опасность общественному здоровью. В то же время законодательный надзор или ограничения в этой область должны быть разумными.

Порнография. Другим предметом оживленных споров является порнография. Должно ли государство подвергать цензуре материалы, которые некоторые люди считают непристойными или которые направлены на удовлетворение похотливых интересов? В некоторых случаях критерий оценки может быть слишком узким, и рассудительные люди могут расходиться в вопросе о стандартах вкуса, правилах и границах приличия.

Мы должны проводить различие между публичной и частной функцией порнографических материалов. Нельзя настаивать на том, что любая и всякая публичная демонстрация сексуального поведения должна быть допущена без всякого контроля со стороны общества и государства. Некоторые виды публичного проявления сексуальности могут не только оскорблять чувства людей, но и нарушать общественный порядок. Привлекательные женщины, танцующие нагишом на Пятой авеню, могут вызвать раздражение у некоторых людей и стать причиной уличного затора, и общество имеет право запретить эти танцы. Подобное поведение в частном доме (с зашторенными окнами или закрытыми ставнями) должно находиться за пределами досягаемости закона. Почему бы не допустить порнографию в театрах и клубах, открытых для взрослых, которые заведомо знают о том, какого рода представления даются в закрытом помещении, и готовы платить за просмотр?

Должен быть наложен строгий запрет на любую попытку подвергать цензуре письменные материалы или художественное изображение. Люди должны иметь право читать и смотреть то, что они хотят, не опасаясь санкций и запретов со стороны Большого Брата. Трудно определить, где проходит граница непристойности. У одних людей может вызывать отвращение журнал «Хаслер», у других — «Плэйбой» и «Пентхаус». Некоторые возмущаются «Лолитой», «Улиссом» или «Мадам Бовари». Как относиться к скульптуре Давида Микеланджело или к обнаженным изображения на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане? Как относиться к тем диалогам Платона, в которых он оправдывает гомосексуализм, или к Библии, в которой мы встречаем множество порнографических рассказов? Например, в книге Бытия мы можем прочитать о том, как дочери Лота напоили отца допьяна и затем спали с ним для того, чтобы родить ему сыновей. Причем, этот акт инцеста не подвергается в Библии никакому осуждению. Многие страницы Ветхого Завета посвящены той самой полигамии и внебрачному сожительству, которые многие считают пристойными. Должна ли Библия подвергаться цензуре?

Сексуальность является сферой глубокого и постоянного интереса людей. Даже если книга, журнал, песня, видеофильм или кинофильм удовлетворяют, прежде всего, похотливые интересы и при этом имеют низкую социальную, моральную, литературную, эстетическую, политическую или интеллектуальную ценность, все же это не является достаточным оправданием для их запрещения. Некоторые люди могут находить сексуальную порнографию интересной. Почему нельзя позволить им стимулировать свои эротические интересы, если они занимаются этим уединенно? Тех, кто питает к порнографии отвращение, нельзя силой заставлять смотреть или слушать ее. Но почему их вкусы должны диктоваться другим людям и определять, что им должно нравиться и от чего они могут получить удовольствие? В некотором смысле наиболее непристойной является та литература, в которой описываются бессмысленные убийства и отвратительные пытки. Тот же самый человек, который обрушивается на порнографию, может спокойно относиться к Рэмбо, уничтожающему сотни враждебных солдат, или к ковбою, беспорядочно убивающему индейцев. Почему нужно запрещать книги, фильмы и пьесы, которые рекламируют порнографию, а не те, которые пропагандируют ужас и насилие? Почему бы не подвергнуть цензуре порождающие иллюзии и заблуждения религиозные мифы, постоянно навязываемые различными шарлатанами ничего не подозревающей публике? Почему бы не наложить запрет на атеизм или богохульство? Почему особого осуждения должна заслуживать только одна сексуальность?

Разумеется, семья и государство обязаны ограждать от порнографии несовершеннолетних. Но смешно навязывать представления двенадцатилетнего ребенка всему взрослому населению. Многие цензоры исходят из убеждения в том, что большинство сексуальных изображений являются греховными и безнравственными. Наоборот, гуманисты убеждены, что в той степени, в какой эротика может способствовать человеческому счастью, государство не должно запрещать ее в литературе и искусстве.

В последние годы предмет спора стал запутанным из-за того, что некоторые феминистки заключили союз с силами, требующими установления цензуры. Эти женщины утверждают, что порнография является деградацией. Их беспокойство и отвращение можно понять.

Критике подвергается та порнографическая литература и фильмы, в которых женщина предстает как объект для удовлетворения мужской страсти и которые изображают акты насилия над женщинами. Очевидно, некоторые книги и фильмы могут считаться вульгарными и пошлыми. Но как тогда относится к хранящейся в Метрополитен музее картине «Похищение сабинянок» или к изложенной в Ветхом завете истории, в которой рассказывается об убийстве мидийских женщин и детей, уже познавших плотскую любовь? Многие люди не считают обнаженное тело свидетельством деградации нравов, но интересно, относится ли это к Венере Милосской или обнаженным телам на полотнах Рубенса. Все это дело вкуса. Проблема заключается в том, что если закон начнет навязывать чьи-то моральные стандарты литературе, искусству или средствам массовой информации, то тем самым права других на свободное чтение или развлечение будут нарушены.

Цензор говорит, что он хочет запретить только «грубую», а не «мягкую» порнографию. Но кто решит, какая порнография является «грубой»? Почему бы авторам и редакторам, продюсерам и зрителям не предоставить право самим определять, что они хотят опубликовать, инсценировать, читать или смотреть, а не навязывать всем и каждому узкие и однозначные стандарты морали?

Некоторые выступают против изображения в определенных журналах и фильмах детей и подростков в унижающих их достоинство сексуальных сценах. Те, кто используют детей в производстве подобных материалов, нарушают охраняемые законом права ребенка и должны преследоваться в судебном порядке, поскольку сексуальная свобода относится только к взрослым. Это распространяется и на фильмы, рассказывающие о жестоких убийцах. Тем не менее, одно дело преследовать по закону порнографов, совершающих криминальные действия, а совсем другое — запрещать уже опубликованную литературу.

Особым вопросом является порнография на телевидении, поскольку, в отличие от театра, вход в который на эротические представления строго ограничен, телевидение доступно каждому — достаточно легкого нажатия кнопки включения. Исключение может быть сделано только в отношении кабельного телевидения, за услуги которого человек платит отдельно. Точно также государство не должно запрещать продажу и покупку порнографических кассет. К сожалению, в большинстве стран средства массовой информации представляют собой замусоренное пространство, наводненное мелочной рекламой всего, что угодно: от пива до религиозного спасения. В свободном обществе, вероятно, лучшим решением является повышение уровня вкуса и интеллекта потребителей, авторов, редакторов и продюсеров, поскольку все мы ответственны за культивирование высших норм морали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: