Тема 5. Себестоимость перевозок на автомобильном транспорте.
Экономическая природа себестоимости
Группировка затрат по экономическим элементам
Классификация и группировка затрат по статьям калькуляции
Экономическая природа себестоимости
Себестоимость перевозок – это выраженные в денежной форме затраты предприятия, связанные с производством и реализацией транспортной работы.
Различают:
1) Индивидуальную себестоимость – для конкретного АТП
2) Среднеотраслевая – затраты всех предприятий автомобильного транспорта, в том числе автотранспорта общего пользования.
Транспортный процесс
Погрузка-разгрузка Перемещение
В себестоимость включаются затраты связанные с перемещением грузов и пассажиров (эксплуатационные расходы).
Затраты на погрузочно-разгрузочные работы, а также расходы на ремонт и содержание автомобильных дорог, организацию и обеспечение безопасности движения на них в себестоимости не отражаются.
Но затраты на топливо, автомобильные шины и запчасти принимаются по ценам, включающим налог с оборота на данную продукцию, следовательно, это искажает действительность состава себестоимости.
Себестоимость перевозок является частью их стоимости.
Количественное отличие заключается в том, что накопления АТП не включаются в себестоимость перевозок. В отчетной же себестоимости содержатся затраты, связанные с уплатой штрафов, пени и др. непроизводительные расходы, которые не увеличивают стоимость перевозок.
Качественное отличие себестоимости перевозок от их стоимости состоит в том, что между затратами потребленных средств производства и их денежным выражением может быть существенная разница, зависящая от цен, установленных на средства производства.
Следовательно, себестоимость является базой для установления тарифов на перевозки.
Цена – денежное выражение стоимости при условии равенства спроса и предложения на продукцию.
Стоимость – общественно необходимые затраты труда, т.е. такие которые складываются при среднем организационно-техническом уровне производства, при соблюдении норм расхода ресурса и среднем профессионально-квалификационном составе работников.
Например:
Предприятие 1 2 3
С/с, р. 300 100 200
Объем, т. 100 70 200
Цена = (300x100+100x70+200x200)/ 100+70+200 = 208руб.
2. Группировка затрат по экономическим элементам
Группировка по экономическим элементам проводится независимо от места возникновения затрат для определения общей суммы денежных средств, необходимых на содержание предприятия в течении определенного периода.
Результатом группировки является «Смета затрат»:
№ п/п | Затраты | Величина, руб. | |
план | отчет | ||
Живой труд | |||
1.1 | Зарплата – основная и дополн. Всех категорий персонала | ||
1.2 | Отчисления на соц. нужды В соответствии с Федеральным законом № 379-ФЗ от 03.12.2011 на период 2012–2013 годов устанавливается максимальный тариф страховых взносов в государственные фонды в размере 30%, если выплаты, начисленные в пользу работника, не превышают 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году. В Пенсионный фонд РФ – 22%, в ФСС – 2,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%. от п 1.1 | ||
2. | Овеществленный труд | ||
2.1 | Материальные затраты, топливо всех видов, запчасти для всех ОПФ, шины всех видов. | ||
2.2 | Амортизация | ||
2.3 | Прочее | ||
Итого | Сумма | Сумма |