Ограничение и охрана оборота земель

Землеустроительные действия по предоставлению земельных участков ограничены целым рядом условий, которые представляют как природные, так и правовые аспекты. В природном отношении ограничена сама территория, при этом важны административные границы, хозяйственные границы, а также границы пригодных для этих целей земель. Правовые ограничения определяются соответствующим законодательством и основаны как на соответствующей категории земель, так и на других законодательных актов. Таким образом, естественное ограничение в обороте определяются двумя обстоятельствами: ограничена сама территория, пригодная для использования в определённых отраслях; ограничивается характер и интенсивность использования земель в силу конкуренции между отраслями и сферами деятельности.

В соответствующем законодательстве выделены определённые территории, исключённые из оборота:

1. государственные природные заповедники и национальные парки.

2. Инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, особо важные для государственной безопасности

3. Здания, строения, сооружения воинских, судебных и иных особо важных органов.

4. Объекты использования атомной энергии.

5. Воинские и гражданские захоронения.

Участки, изъятые из оборота не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектом сделок, предусмотренным гражданским законодательством.

Кроме исключённых из оборота земель, законодательством установлены территории, ограниченные в обороте в пределах особо охраняемых природных территорий и занятые объектами культурного наследия.

Устанавливая полный запрет или ограничивая оборот земель, государство защищает общенациональные интересы, обеспечивает приоритеты и охрану земли, как важнейшего элемента окружающей природной среды.

Особую категорию регулируемых в обороте земель составляют угодья с/х назначения. Как и в большинстве развитых стран, в России действует закон о приоритете использования земель в с/х, при этом приоритет обеспечивается следующими положениями законодательства.

1. с/х угодья подлежат особой охране. Эти земли в первую очередь предоставляются с/х предприятиям и гражданам, занимающихся с/х производством.

2. Для строительства промышленных объектов для иных не с/х нужд, предоставляются земли, не пригодные для ведения с/х производства или с/х угодья худшего качества по кадастровой стоимости.

3. Изъятия с/х угодий выше среднего качества для не с/х использования (в т.ч. путём выкупа) допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, обеспечением безопасности страны и других подобных целей при отсутствии других вариантов размещения соответствующих объектов

4. Земли с/х назначения под строительство и другие цели постоянного пользования, предприятия обязаны снимать, сохранять плодородный слой почвы и наносить его на малоплодородные участки. При временном использовании с/х угодий, необходимо проводить последующую рекультивацию нарушенных земель.

5. Владельцы и пользователи земель с/х назначения обязаны использовать их рационально и эффективно, не допуская снижения плодородия и деградации земель.

В соответствии с законом об обороте земель с/х назначения, земли с/х назначения регулируются по следующим позициям:

1. При любых сделках по обороту земли, включая куплю-продажу, дарение и т.п. сохраняется целевое назначение (категория и характер использования).

2. Предельные размеры земельной собственности для юридических и частных лиц для административного и муниципального образования (10-30%).

3. Преимущественное право субъекта федерации или органа муниципального самоуправления на выкуп земель с/х назначения, выставленных на продажу по зафиксированной цене сделке. На практике может быть делегировано определённых с/х предприятием.

4. Предоставлена возможность предоставления земель государственной и муниципальной собственности юридическим и физическим лицам как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Таким образом вследствии особой ценности с/х земель, перевод в другие категории по закону возможен: для земель государственной (муниципальной собственности только решением правительства РФ, а для земель частной собственности только решением правительства субъекта федерации.

Таким образом, ограничение оборота земель является составной частью охраны земель. Рассматривается в широком и узком смысле. В организационно-хозяйственных целях – это система правовых, административных и социально-экономических мер, обеспечивающих сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в с/х, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Охрана земель связывается с сохранением окружающей природной среды и ограничением любых потерь, вызываемых неправильными действиями человека. В более узком отношении земель законодательно……

Охрана земель представляет собой систему общих ландшафтных мероприятий и систему локальных технологических мероприятий. Организационно-хозяйственные и технологические основы охраны земель базируются на рациональной научно обоснованной территории.

Роль землеустройства, как направление организации территории в охране земли, заключается в следующем:

16. в рамках землеустройства предоставляются земельные участки под определённые промышленные транспортные и иные объекты, таким образом предопределяется их территориальное размещение и зона функционирования. Характером объекта определяется также размещение природоохранных зон и режим использования прилегающих территорий, не используемых под объекты.

17. Одна из задач землеустройства состоит из образования границ особо охраняемых территорий (заказники, объекты природы, охранные зоны, рекреационные зоны вокруг городов, защитные полосы железных дорог, которые не включаются в границы отвода, но режим использования которых подчинён функционирующему объекты.

18. При землеустройстве обосновываются режимы использования земель, а также обременения и ограничения по отдельным земельным участкам.

Правовой режим земель устанавливается законодательством и охраняется кадастром недвижимости. Обременения накладываются на установленную территорию.

Подразделяется на группы:

19. Земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения.

20. На земельные участки, занятые охранными и санитарно-защитными полосами.

21. На деградированные с/х угодья и земли, загрязнённые токсичными отходами и радиоактивными веществами.

Введение обременительных ограничений допускается в тех случаях, когда использование участка в полной мере является недопустимым по охране земель или других природных ресурсов, однако эти земли не изымаются у землепользователей и не переводятся в другие специальные категории по тем или иным условиям.

22. Важная задача землеустройства состоит в разработке и территориальном обосновании мероприятий по сохранению и улучшению определённых свойств земельных участков, т.е. противоэрозионных, мелиоративных, культур-технических мероприятий.

Наиболее общие и масштабные вопросы охраны земель должны рассматриваться не только в рамках отдельных участков, но и в границах обширных территорий на основе комплексного учёта всех факторов. Охрана земель – это комплекс организационно-хозяйственных, технико-экономических и технологических мероприятий, направленных на воспроизводство и улучшение производительных свойств земли, сохранении экологических систем и стабилизацию окружающей природной среды, как основы осуществления хозяйственной и иных видов деятельности общества.

Охрана земли осуществляется на базе мониторинга. Мониторинг земель – это система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга является весь земельный фонд, независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

Государственный мониторинг земли решает задачи:

1. Своевременное выявление изменений, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предотвращению и предупреждению негативных процессов.

2. Информационное обеспечение государственных органов и систем земельного кадастра, ведомственных кадастров.

Осуществление мониторинга, ограничительные мероприятия – составляют основу охраны земель и окружающей природной среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: