Спорт, как средство физического воспитания

Сегодня, как никогда раньше, образ жизни человека все больше и больше становится мерилом его здоровья и долголетия. Физическая культура и спорт оказывают значительное влияние как на развитие человека в частности, так и на общество в целом, являясь неотъемлемой частью общей культуры. О состоянии физической культуры в обществе (как и о состоянии самого общества) можно уверенно судить по следующим основным показателям:

- уровню здоровья и физического развития людей;

- степени использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени;

- характеру системы физического воспитания;

- развитию массового спорта;

- высшим спортивным достижениям.

К основным средствам воспитания физической культуры относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Под физическими упражнениями понимают двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.

Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания: гимнастика, игры, туризм и спрт.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений [3].

Спорт развивает у ребенка важные для жизни бойцовские качества личности: учит преодолевать трудности, особенно психологического порядка, адекватно действовать в экстремальных ситуациях и делает человека более жизнеспособным в критических обстоятельствах.

Оздоровительный эффект спорта
Благотворное воздействие физической культуры (ФК) на здоровье человека подмечено, как хорошо известно, по меньшей мере еще в античные времена. Тогда уже было понято, что ничто не может так разрушать здоровье, как длительное физическое бездействие. В последующем представления об оздоровительном эффекте ФК, естественно, углублялись. Не случайно в наше время в развитых социальных системах ФК утвердился принцип оздоровительной направленности всей физкультурной практики. Выделение из целостной ФК "оздоровительного компонента" приводит к тому, что, присваивая оздоровительные свойства лишь одному из разделов или видов ФК в качестве его отличительного признака, тем самым создается глубоко неверное впечатление, будто другие ее разделы или виды оздоровительного признака не имеют [4].
Определение понятия "физическое здоровье" имеет специфическую значимость при суждении об оздоровительном эффекте спорта. Можно доказательно утверждать, что это понятие при не искаженном толковании отображает присущие организму человека материальные основы его жизнеспособности и работоспособности, которые определяются главным образом состоянием и динамикой функциональных и адаптационных возможностей организма, уровнем его иммунитета и тенденциями физического развития. Несомненно, что ФК при ее системно направленном функционировании в форме физического воспитания и в других упорядоченных формах благотворно воздействует на все упомянутые основы физического здоровья, что и снискало ей признание как одного из важнейших факторов его оптимизации. Признано также, что посредством физкультурной деятельности можно существенно воздействовать и на психические составляющие здоровья. Однако известно и то, что физическая культура - далеко не единственный и не всемогущий фактор воздействия на здоровье. Его состояние и динамика у человека зависят от целого спектра социальных и природных условий жизни и развития. Об этом, конечно, не следует забывать в рассуждениях об оздоровительных возможностях спорта.
Оздоровительный эффект различных разделов многогранной ФК, ее неодинаковых видов и разновидностей, разумеется, не вполне идентичен. Во многом это обусловлено тем, что они исторически дифференцировались и формировались в существенной зависимости от особенностей различных сфер жизнедеятельности человека и общества, а вместе с тем и в зависимости от особенностей состояния здоровья различных контингентов населения и индивидуальных потребностей, удовлетворяемых путем приобщения к ФК [4].
Систематические занятия спортом не только укрепляют мышцы, повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и развивают и укрепляют нервную систему. В процессе занятий спортом воспитывается стойкость, выдержка, способность управлять своими действиями и эмоциональными состояниями [6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: