Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция 65

коррекции отдельных звуков могут продолжаться довольно долго, пока не будет выработан четкий кинестетический сте­реотип.

В образовании взрывных фонем самым важным момен­том является обеспечение достаточного внутриротового дав­ления для мгновенного прорыва преграды. Утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах нёба ведет к раздражению давления, и сила звуков ослабляется.

Помимо этой трудности, свойственной всей группе взрыв­ных, коррекцию звуков п, п', б, б' может осложнять мало­подвижная верхняя губа, стянутая рубцами; т, т', д, д' — расщелина альвеолярного отростка и нарушения зубного ряда; к, к', г, г' — выраженное укорочение нёба и свищи на границе твердого и мягкого нёба.

Постановка двугубного п возможна различными способа­ми. Так, при наличии направленной воздушной струи предлагают ребенку похлопать губами во время мягкого ти­хого дутья. При этом слышится шепотное папапа. Увлажнение губ создает незначительное залипание и облег­чает смыкание.

Как исходный прием можно использовать «поплевыва­ние» губами, если ребенок уже научился делать это упраж­нение с высунутым языком.

При длинном подвижном нёбе рекомендуют надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы. Затем следует многократ­ное повторение этого движения при постепенном уменьше­нии объема воздуха во рту с помощью рук и без них. Ребенок фактически переходит к «поплевыванию» губами.

Надуть щеки при нёбно-глоточном несмыкании невоз­можно. В этом случае зажимают пальцами крылья носа, что­бы уменьшить утечку воздуха, и учатся легкому «поплевы­ванию». Затем делают это же упражнение с открытыми крыльями носа.

Относительно зажимания крыльев носа в специальной литературе высказываются противоречивые мнения. На наш взгляд, применение данного приема целесообразно в период вызывания звука. До операции он позволяет усилить направ­ленную воздушную струю, обеспечить необходимое давление воздуха, в результате чего ребенок ощущает артикулему.


66 И. И. Ермакова

После операции усиленные таким образом кинестезии луч­ше восстанавливаются. Ребенок понимает, к чему следует стремиться, учится их воспроизведению и через несколько дней при достаточной длине нёба повторяет звук, не зажи­мая крыльев носа.

Применяя данный прием, нужно объяснить, что ноздри берут «в щепоть» левой рукой: большой палец лежит на ле­вой ноздре, четыре других — на правой. Локоть поднят вверх, что позволяет следить за артикуляциями в зеркале. Зажимая же нос только двумя пальцами (обычно большим и указательным), дети очень сильно сдавливают его и вызы­вают неприятные ощущения.

При укороченном нёбе, когда при разжимании носа дав­ление падает и звучание резко ослабевает, можно также вре­менно зажимать одну ноздрю. Подушечкой указательного пальца крыло носа слегка прижимают к лицу (не к носовой перегородке).

Иногда до операции можно посоветовать положить гори­зонтально указательный палец на верхнюю губу под нос. Это несколько ограничит утекающий поток воздуха, не изменив формы артикуляторов.

Необходимо отметить, что звук п, вызванный похлопы­ванием губами, легче ввести в прямые слоги, а от «поплевы­вания» и надувания щек — в обратные.

Можно предложить ребенку дуть и одновременно указа­тельным пальцем попеременно смыкать и размыкать ниж­нюю и верхнюю губу. При этом палец лежит горизонтально под красной каймой нижней губы, легкими ритмичными движениями поднимает и опускает ее. В результате слышит­ся многократно звук п.

Но, как мы отметили из практики, при применении та­кой сугубо механической помощи наиболее трудно перейти к вызыванию изолированного звука и к введению его в слог.

Звук т отмечается некоторыми исследователями в числе наименее разборчивых при ринолалии. Межзубный т лег­ко получить от «поплевывания» — подготовительного уп­ражнения I этапа. Для этого нужно улыбнуться, чтобы об­нажились зубы, и плюнуть, слегка высунув кончик языка.

Звук т может быть вызван от п. Несколько раз подряд повторяют слоги папапа, положив широкий язык на



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: