У детей, приспособившихся к глоточному и гортанному произношению, «поплевывание» может сопровождаться напряжением мышц лица, шеи, даже движением передней стенки глотки, создающим звук, сходный с к. Для торможения этого движения прибегают к беззвучному поплевыванию и выплевыванию мелких крошек. Замедляя и продлевая поплевывание, получают легкое дутье и переходят к упражнениям для отработки длительного выдоха, дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретения навыков диафрагмального типа дыхания. Рекомендуются следующие упражнения:
— тренировать ровный, медленный выдох на пламя свечи;
— надувание мыльных пузырей через трубочку;
— струей выдыхаемого воздуха с помощью трубочки под
держивать непрерывное бурление жидкости;
— упражнения с комочками ваты, пухом, полосками бу
маги;
— лежа на спине, правая ладонь на груди, левая на живо
те — медленный спокойный вдох через нос на два счета,
живот слегка приподнят; удлиненный выдох через рот на
четыре счета (губы вытянуты трубочкой), левой рукой на
давливая на переднюю стенку живота;
|
|
— вдох и выдох производится через нос;
— вдох через нос, выдох через губы трубочкой;
— вдох через рот, выдох через нос;
— вдох и выдох через рот.
Голосовые упражнения:
100 Т. В. Волосовец
При произношении звукосочетаний постоянно фиксируется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, контролируется утечка воздуха через нос, корень языка при произношении гласных должен быть опущен вниз, кончик языка продвинут к нижним резцам.
Вокальные упражнения поются по подражанию. Они начинаются с пения мелодии на один гласный звук (а, э, о,у). В начале гласные поются связно, плавно. Затем поется гамма (с постепенным увеличением тонов), что вырабатывает ровность, певучесть, гибкость голоса.
Все перечисленные упражнения не следует выполнять подряд. Каждое занятие должно состоять из нескольких упражнений по развитию дыхания, активизации мышц языка, губ и т. д., причем дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать с другими. Не надо повторять дыхательные упражнения более 4-х раз подряд. Лучшие речевые результаты у детей наступают при применении коротких (по 5—15 минут) по времени, но частых упражнений (7—8 раз в день).
Вся работа над речью строится родителями на воспитании сознательного овладения теми упражнениями, которые изложены выше.
Родители должны убедить ребенка в необходимости их выполнения, а также вселить в ребенка уверенность в полной ликвидации его недостатка. Только длительный доопераци-онный период дает возможность осуществить подготовку к полной перестройке речи и полностью исправить ее в значительно короткий срок после проведения операции.
|
|
В послеоперационном периоде в условиях стационара к занятиям приступают на 13—14 сутки после того, как на защитную пластинку положена масса, формирующая свод твердого нёба. В это время речь ребенка ухудшается из-за отечности, болезненности в полости рта.
На занятиях данного периода рекомендовано проводить следующие упражнения:
— полоскать горло 7—8 раз в день;
— пить маленькими глотками;
— резко отрывисто произносить гласные: а — а — а,
э — э — э;