Воспитание и развитие речи у детей с расщелинами губы и нёба 99

У детей, приспособившихся к глоточному и гортанному произношению, «поплевывание» может сопровождаться напряжением мышц лица, шеи, даже движением передней стенки глотки, создающим звук, сходный с к. Для тормо­жения этого движения прибегают к беззвучному поплевы­ванию и выплевыванию мелких крошек. Замедляя и про­длевая поплевывание, получают легкое дутье и переходят к упражнениям для отработки длительного выдоха, диф­ференцированного дыхания через рот и нос, приобретения навыков диафрагмального типа дыхания. Рекомендуются следующие упражнения:

— тренировать ровный, медленный выдох на пламя свечи;

— надувание мыльных пузырей через трубочку;

— струей выдыхаемого воздуха с помощью трубочки под­
держивать непрерывное бурление жидкости;

— упражнения с комочками ваты, пухом, полосками бу­
маги;

— лежа на спине, правая ладонь на груди, левая на живо­
те — медленный спокойный вдох через нос на два счета,
живот слегка приподнят; удлиненный выдох через рот на
четыре счета (губы вытянуты трубочкой), левой рукой на­
давливая на переднюю стенку живота;

— вдох и выдох производится через нос;

— вдох через нос, выдох через губы трубочкой;

— вдох через рот, выдох через нос;

— вдох и выдох через рот.
Голосовые упражнения:


100 Т. В. Волосовец

При произношении звукосочетаний постоянно фиксиру­ется внимание ребенка на длительном ротовом выдохе, кон­тролируется утечка воздуха через нос, корень языка при произношении гласных должен быть опущен вниз, кончик языка продвинут к нижним резцам.

Вокальные упражнения поются по подражанию. Они на­чинаются с пения мелодии на один гласный звук (а, э, о,у). В начале гласные поются связно, плавно. Затем поется гам­ма (с постепенным увеличением тонов), что вырабатывает ровность, певучесть, гибкость голоса.

Все перечисленные упражнения не следует выполнять подряд. Каждое занятие должно состоять из нескольких уп­ражнений по развитию дыхания, активизации мышц язы­ка, губ и т. д., причем дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение, поэто­му их обязательно надо чередовать с другими. Не надо по­вторять дыхательные упражнения более 4-х раз подряд. Луч­шие речевые результаты у детей наступают при применении коротких (по 5—15 минут) по времени, но частых упражне­ний (7—8 раз в день).

Вся работа над речью строится родителями на воспитании сознательного овладения теми упражнениями, которые из­ложены выше.

Родители должны убедить ребенка в необходимости их выполнения, а также вселить в ребенка уверенность в полной ликвидации его недостатка. Только длительный доопераци-онный период дает возможность осуществить подготовку к полной перестройке речи и полностью исправить ее в значи­тельно короткий срок после проведения операции.

В послеоперационном периоде в условиях стационара к занятиям приступают на 13—14 сутки после того, как на защитную пластинку положена масса, формирующая свод твердого нёба. В это время речь ребенка ухудшается из-за отечности, болезненности в полости рта.

На занятиях данного периода рекомендовано проводить следующие упражнения:

— полоскать горло 7—8 раз в день;

— пить маленькими глотками;

— резко отрывисто произносить гласные: ааа,
э
э — э;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: