Методика представляет собой набор плоскостных фигур — квадратов, треугольников и кругов — трех разных цветов (красный, желтый, зеленый — возможны и другие их комбинации) и трех различных размеров (см. рис. 53, где эти фигуры показаны контурных формах вместе с основными размерами). Признаки этих фигур; форма, цвет и величина — образуют трехбуквенные искусственные понятия, не имеющие смысла на родном языке ребенка. В данном эксперименте используются следующие искусственные понятия:
Понятия с одним признаком | Понятия с двумя признаками | Понятия с тремя признаками |
круглый | дис — красный и большой | мук — красный, треугольный, маленький |
большой | буд — зеленый и большой | чар — красный, круглый, средний |
красный | вар — желтый и маленький | бек — красный, квадратный, большой |
треугольный | роз — желтый и большой | вич — зеленый, треугольный, маленький |
квадратный | веч — зеленый и маленький | сев — зеленый, круглый, средний |
средний | кир — красный и средний по размеру | бал — зеленый, квадратный, большой |
зеленый | зум — желтый и средний по размеру | нур — желтый, треугольный, маленький |
маленький | куд — зеленый и средний по размеру | гон — желтый, круглый, средний |
желтый | сим — красный и маленький по размеру | сов — желтый, средний, круглый |
Как видно из приведенных выше списков, в предложенные искусственные понятия входят от одного до трех различных примаков. Фигуры соответствующего размера, формы и цвета (все- 10 27 фигур с разными признаками) вырезаются из цветной бу маги и наклеиваются на квадратные картонные карточки размером 8 х 8 см.
|
|
Перед ребенком в произвольном порядке рядом друг с другом Раскладываются карточки с цветными фигурами на них таким образом, чтобы все эти карточки ребенок мог одновременно видеть и изучать. Карточки можно разложить в три ряда по семь карточек в каждом, поместив шесть из них в неполный ряд. По команде экспериментатора испытуемый в соответствии с полученным от экспериментатора заданием начинает искать задуманное им понятие. Делая первый шаг на этом пути, он собирает одну из карточек и кдадет ее отдельно от других. Экспериментатор подтверждает или отрицает наличие искомого признака (признаков) понятия на отобранной испытуемым карточке, и тот продолжает поиск дальше до тех пор, пока не будут отобраны карточки, содержащие в себе все признаки искомог понятия. После того как экспериментатор подтвердит испытуемому данный факт, испытуемый должен дать определения со ответствующему понятию, т.е. сказать, какие конкретные признаки в него входят.
Экспериментатор в начале исследования задумывает понятие, содержащее только один признак, затем — понятие, включающее два признака, и, наконец, понятие, содержащее в себе сразу три признака. Задумав понятие, экспериментатор сообщает испытуемому трехбуквенное название данного понятия и количество признаков, которое оно содержит. Испытуемому предлагается самостоятельно найти эти признаки, отобрав из предложенного набора карточек с фигурами те, которые содержат эти при знаки, и назвать само понятие, определив его через найденные признаки.
|
|
Понятие, содержащее в себе только один из признаков — цвет, форму или величину, отбирается экспериментатором произвольно из верхнего списка; понятие, включающее два признака, - из среднего списка; понятие, включающее три признака, — из нижнего списка.
На решение испытуемым каждой из трех задач (поиск трех понятий, включающих в себя от одного до трех разных признаков) отводится по 3 минуты. Если за это время испытуемый не справится самостоятельно с задачей, то экспериментатор дает ему подсказку: сам отбирает одну из карточек, которая содержит искомый признак, и говорит: «На этой карточке есть нужный признак» (ребенок должен обнаружить этот признак и назвать о дальнейшей подсказки). Еще через минуту, если ребенок по-прежнему не справляется с заданием, экспериментатор предлагает ему вторую подсказку: показывает еще одну карточку, содержащую искомый признак (или признаки). Наконец, если спустя 5 минут после начала выполнения очередного задания ребенок так и не нашел все признаки и не дал словесное определение этому понятию, то ему предлагается следующая задача того самого типа. Если и с ней испытуемый не справится, то эксперимент прекращается.
В том случае, если ребенок справился с первым заданием (поиск и определение понятия с единственным признаком) самостоятельно или после подсказок экспериментатора, ему предлагается следующее, более сложное задание, связанное с поиском и определением понятия, содержащего два признака, и так далее. Более сложное задание, касающееся формирования понятий с большим числом признаков, дается ребенку только в том случае, если до этого он справился с выполнением менее сложного задания.