Возможная роль Хазарии

Как отмечает Филист, проникновение на Русь всех известных в Европе и Азии вероучений могло осуществиться через Хазарию, с которой в VII‑IX вв. Русь поддерживала активные и длительные связи. «Хазары», как не трудно догадаться, также является производным от слова «катары». По предположению автора «Свободной церкви», «обращение членов хазарской имперской семьи произошло благодаря пуританским сектам Венгрии, а также Румынии. Венгерскую секту катаров именовали на немецком языке Саббатарами, поскольку они почитали субботний день».[260] Таким образом, он предполагает, что Хазария вовсе не была государством иудейским, но государством, избравшим своими принципами вероучение катаров.

Хазария являлась центром торговли Руси с Востоком. [261] Государство хазар некоторые исследователи характеризуют как «паразитарное …, жившее за счет таможенных пошлин, держало в своих руках все выходы из Восточной Европы на Восток в страну Гузов, Хорезм и остальные владения Халифата. Хазарский каган брал огромные пошлины при проезде и возврате, а в случае благоприятного для него соотношения сил, просто грабил возвращавшиеся русские караваны…»[262]

Начиная с VI в., в Хазарии происходила интенсивная еврейская иммиграция. Множество евреев бежало на Кавказ из Ирана и Византии. Считается, что на грани VIII и IX в. в. в Хазарии произошел переворот, в результате которого иудаизм стал «государственной религией». Был ли это иудаизм иудейский или христианский, эвионитский или назарянский, автор судить не берется. Речь идет скорее всего об иудео–христианстве. В любом случае, вряд ли возможно говорить о какой‑то одной «государственной» религии хазаров. В числе подданных этого царства было немало и мусульман, и иудеев, и христиан.

В IX в. власть Хазарии распространялась на Восточно–Европейские степи и прилегающие северные области, занятые славянами. Это привело к военным столкновениям с русскими. После похода Святослава в 964 г. на Итиль, политическое господство хазар было сломлено, но Хазария, видимо, еще долго оставалась опасным соперником Руси. Сын Святослава, Владимир, предпринял поход на хазар и обложил их данью, по мнению Артамонова, в 985 г. Еще в следующем поколении сын Владимира Ярослав Мудрый в I половине XI в. воевал со своим братом Мстиславом, опиравшимся на войско, состоявшее из хазаров и косогов[263].

Как отмечает Филист, культурное и религиозное влияние, которое оказал Хазарский каганат – огромно. "От Святослава до Ярослава русских князей называли "каганами". В войсках хазарского кагана служили русские воины, а на Руси – хазары, в т. ч. хазары–христиане.[264] Такого рода контакты могли сказаться на том, что на Руси изначально более уважительно относились к книгам Ветхого завета, цитируемость которых в древне–русской литературе очень велика. Это частично объясняет тот факт, что древне–русское христианство носило выраженные следы именно иудео–христианства. Хазары, как известно, соблюдали Десять заповедей, включая заповедь о субботнем дне. Также они различали между чистой и нечистой пищей.

Хазарское царство датируется приблизительно 700 — 1016 годами. Начиная примерно с 960 года это царство находится почти в непрестанной политической борьбе с Русью. В результате совместной военной экспидиции русских и византийцев хазарский коганат был разгромлен в 1016 году. Одним из последствий этого явилось то, что территория, на которой был коганат, ослабла, что и подготовило путь к монголо–татарскому нашествию 1215 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: