Работы, традиционно относящиеся к новгородско–московскому движению, могут быть разделены на две категории: (1) труды древних богословов, историков и философов, найденные у субботников; и (2) рукописи, написанные самими субботниками.
Книги, найденные у субботников
Письмо архиепископа Геннадия Гонозова содержит перечень книг, найденных у субботников. Ещё до первого церковного собора против субботников в 1490 году Геннадий послал этот список Паисию Ярославову, Нилу Сорскому и другим. Также Геннадий писал о них в письме Иоасафу, бывшему архиепископу Ростовскому.
Речь идёт о некоторых библейских книгах (Пророки, Бытие, Царств, Притчи и Екклесиаст), а также о работах богословского, учебного и полемического содержания (Сильвестр – папа Римский; Афанасий Александрийский; Речь против новоявленной ереси богомильства священника Кузьмы; Письмо патриарха Фотия Борису, князю Болгарии; Дионисий Ареопагит). Только две из упомянутых книг были отличными от других: Менандер и Анонимная Логика [42]. Эти книги и их отношение к новгородско–московскому движению будут изучаться в четвёртой главе.