Охарактеризовать особенности организации использования земель особо охраняемых природных территорий

ООПТ – 4-я категория земель, в состав которой входят земли (ст. 94 ЗК РФ):

- особо охраняемых природных территорий (заповедники, природные парки, ботанические сады);

- природоохранного назначения (водоохранные зоны рек и водоемов);

- рекреационного назначения (дома отдыха, турбазы, оздоровительные лагеря);

- историко-культурного назначения (памятники истории и культуры, достопримечательные места);

- иные особо ценные земли.

ООПТ могут находиться в составе иных категорий земель на праве обременения и ограничения, а могут переводиться в отдельную категорию с изъятием земельного участка. Т.е. при создании природоохранного объекта, для него формируется землепользование – первичное или вторичное. При формировании первичного землепользования происходит межотраслевое перераспределение земель (изменение категории); при формировании вторичного (заказники) – перераспределения земель не происходит. Эти ЗУ являются ограничениями по отношению к первичным землепользованиям, и в категорию ООПТ не переводятся. Однако статус земель ООПТ присваивают многим, а переводят в отдельную категорию гораздо реже.

На территории ООПТ существует система внутреннего зонирования (внутриучастковое землеустройство), по результатам которой выделяют следующие зоны:

- заповедная (в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории);

- особо охраняемая (в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и допускается строго регулируемое посещение);

- хозяйственная 9 в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования природного комплекса)

- рекреационная (предназначенная для отдыха).

Содержание особой охраны:

1) введение ограничений по использованию природных ресурсов и земель по производственной, рекреационной и иной деятельности;

2) создание системы мероприятий, обеспечивающих материальное и моральное стимулирование охраны и восстановления природных ресурсов;

3) мероприятия по восстановлению природных ресурсов и поддержание их нормального функционирования.

При определении размера учитывается назначение объекта. Границы зон охраны ООПТ и режим использования земель в границах зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта, а в отношении ООПТ федерального значения зоны утверждаются органом государственной власти субъекта РФ. Порядок разработки проектов зон, требования к режиму использования земель устанавливаются Правительством РФ.

При этом для первичного землепользования устанавливаются межевые знаки, для вторичного землепользования границы обозначаются щитами и указателями. Территории водоохранных, прибрежных, зелено-защитных зон формируются в виде полос. Нормы отвода утверждает правительство РФ. Границы на местности не закрепляются, но обозначаются информационными знаками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: