Р Ликерт (1961) развил подход К Левина, предложив четыре стиля руководства:
• жёсткий авторитарный (эксплуататорско-авторитарный), подразумевающий жесткий контроль сверху;
• благожелательный авторитарный с элементами отеческой заботы со стороны начальства;
• совещательный (консультативный) руководство принимает решение, но прежде советуется со всей группой;
• коллегиальный, означающий совместное принятие решений руководством и работниками (рис. 6.8.2.).
Рис 6.8.1.
Выбор стиля руководства. В своей работе «Как выбирать стиль руководства» Танненбаум и Шмидт (1958) предложили подход к объяснению стиля руководителя, который зависит от баланса власти руководства и свободы действий подчиненных (рис 6.8.2) Их теория гласит, что применяемый стиль руководства отражает четыре переменных и зависит от них.
· руководитель – его личность и предпочитаемый им стиль;
· подчинённые – потребности, отношения и навыки подчиненных или сотрудников;
· задание – требования и цели работы, которую надо выполнить;
|
|
· ситуация – организация, ее ценности и предрассудки.
Рис 6.8.2.
Хорошие коммуникации – необходимое условие успешного руководства. Коммуникация – это процесс двустороннего обмена мыслями и информацией, ведущий к достижению взаимопонимания.
У большинства людей процессы коммуникаций занимают до 70 % времени. Способность к коммуникациям (умение говорить, слушать, писать и читать) – это, видимо, одна из важнейших способностей человека.
Поскольку управляющие обязаны уметь заставить работать других, они должны в совершенстве владеть искусством коммуникаций. Оценки показывают, что до 80 % времени управляющих всех уровней расходуется на различные виды коммуникаций.
Существуют два основных направления распространения деловой информации:
1) вертикальное (вверх и вниз по уровням иерархии);
2) горизонтальное (на одном уровне иерархии).
Эффективность коммуникации и обратной связи по этим направлениям существенно различна. Эффективность горизонтальных потоков достигает 80-90 %. Это объясняется тем, что работающие на одном уровне управления хорошо понимают характер работы своих коллег, знают их проблемы и во многом догадываются о содержании поступившего сообщения.
Вертикальные коммуникации менее эффективны, чем горизонтальные. Исследования показали, что только 20 – 25 % информации, исходящей от дирекции предприятия, доходит до рабочих и правильно понимается ими.