ЦЕЛЬ: овладение умениями осуществления экспертной оценки качеств личности руководителя и характеристик способов управления (по методике Ю. П. Платонова).
В представленном ниже бланке для экспертной оценки выделено девять базовых характеристик руководителя:
1. Определенность - раскрывает структуру интересов к различным аспектам деятельности;
2. Осознанность - осознание целей организаторской деятельности;
3. Целеустремленность - приоритет мотивов организаторской деятельности;
4. Избирательность - способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива;
5. Тактичность - способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений;
6. Действенность - умение увлечь за собой людей, мобилизировать их;
7. Требовательность - готовность проявлять данное качество в различных формах в зависимости от особенностей ситуаций;
8. Критичность - способность обнаружить и выразить значимые отклонения от установленных норм;
9. Ответственность - способность брать на себя ответственность за результаты собственной работы и деятельности коллектива.
Каждая характеристика определяется по проявлению в деятельности руководителя семи признаков. Оценка признака делается по пятибалльной шкале, где низший балл - 1, а высший - 5.
В состав группы экспертов необходимо включить 7-10 членов трудового (учебного) коллектива одного ранга. В зависимости от конкретных условий исследование может проводиться либо в групповой форме (но без взаимодействия экспертов), либо индивидуально. Количество бланков должно соответствовать числу экспертов.
БЛАНК ЭКСПЕРТА
Номер признака | Содержание признака | Оценка, баллы |
1.1 | Проявляет интерес к деятельности руководителя | |
1.2 | Самостоятельно включается в организаторскую работу | |
1.3 | Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива (группы) | |
1.4 | Проявляет интерес к организационной стороне деятельности руководителя | |
1.5 | Проявляет интерес к регулированию взаимоотношений в коллективе (группе) | |
1.6 | Проявляет интерес к стимулированию деятельности членов коллектива (группы) | |
1.7 | Проявляет интерес к контролю за деятельностью членов коллектива (группы) | |
Средний балл | ||
2.1 | Считает, что главное - это результат и качество труда | |
2.2 | Считает, что руководитель несет ответственность за результаты деятельности коллектива (группы) | |
2.3 | Считает необходимым поддержание дисциплины | |
2.4 | Считает, что в работе в равной степени важны как организационные, так и воспитательные аспекты | |
2.5 | Считает, что руководитель обязан способствовать инициативой и самостоятельной работе членов коллектива (группы) | |
2.6 | Считает, что отношения не должны носить формальный характер | |
2.7 | Считает, что труд руководителя важен для коллектива (группы) | |
Средний балл | ||
3.1 | Стремится принести максимальную пользу общему делу | |
3.2 | Стремится получить социальное признание | |
3.3 | Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские возможности | |
3.4 | Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива (группы) | |
3.5 | Стремится инициативно и ответственно выполнять свои обязанности | |
3.6 | Стремится получить удовлетворение от своей организаторской работы | |
3.7 | Стремится к позитивным взаимоотношениям с коллективом (группой) | |
Средний балл | ||
4.1 | Способен давать людям точные характеристики | |
4.2 | Способен быстро оценивать особенности и состояния других людей | |
4.3 | Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком | |
4.4 | Способен анализировать особенности поведения других людей | |
4.5 | Способен к сопереживанию и сочувствию | |
4.6 | Способен проявлять интерес и внимание к своим товарищам | |
4.7 | Способен ориентироваться во взаимоотношениях | |
Средний балл | ||
5.1 | Способен находить правильный тон во взаимоотношениях | |
5.2 | Способен находить индивидуальный подход к людям | |
5.3 | Способен проявлять участливость, приходить на помощь | |
5.4 | Способен находить общий язык с разными людьми и в разных обстоятельствах | |
5.5 | Способен проявлять взвешенность в оценках | |
5.6 | Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости | |
5.7 | Способен общаться с людьми без грубости и чванства | |
Средний балл | ||
6.1 | Способен воздействовать убедительностью доводов | |
6.2 | Способен к волевому воздействию | |
6.3 | Способен к эмоциональному воздействию | |
6.4 | Способен воздействовать личным примером (действием) | |
6.5 | Способен вызывать уверенность в успехе дела | |
6.6 | Способен словом побуждать коллектив (группу) к действию (делу) | |
6.7 | Способен правильно выбрать момент для воздействии | |
Средний балл | ||
7.1 | Способен смело предъявлять требования | |
7.2 | Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований | |
7.3 | Способен проявлять гибкость в требованиях | |
7.4 | Способен проявлять настойчивость в требованиях | |
7.5 | Способен проявлять постоянство в требованиях | |
7.6 | Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа) | |
7.7 | Способен находить должную меру требования | |
Средний балл | ||
8.1 | Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей | |
8.2 | Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчивости | |
8.3 | Способен к доброжелательной критике | |
8.4 | Способен логично и аргументирование делать критические замечания | |
8.5 | Способен проявлять глубину и существенность в критических замечаниях | |
8.6 | Способен точно дифференцировать поведение и действия людей | |
8.7 | Способен к самокритичности в оценках своего поведения | |
Средний балл | ||
9.1 | Способен объективно оценивать свои успехи и неудачи | |
9.2 | Способен работать с полной отдачей сил | |
9.3 | Способен довести до конца начатое дело | |
9.4 | Способен интересы дела ставить выше личных интересов | |
9.5 | Способен видеть в ошибках коллектива прежде всего свои личные ошибки как руководителя | |
9.6 | Способен признавать ошибочность своих решений | |
9.7 | Способен ответственно выполнять любую работу | |
Средний балл | ||
Итого: |
При обработке результатов исследователь подсчитывает сумму баллов, выставленных по каждой из 9 характеристик. Итоги переносятся в обобщающую таблицу. Затем вычисляются:
1. Сумма баллов, выставленных в целом каждым экспертом;
2. Средний балл каждого эксперта;
3. Сумма баллов, выставленных всей группой экспертов по каждой отдельной характеристике;
4. Средние баллы группы по отдельным характеристикам;
5. Общая сумма баллов всех экспертов;
6. Общий средний балл группы экспертов.
Обобщающая таблица
Эксперт | сумма баллов по характеристикам | всего | средний балл | ||||||||
1. … 2. … 3. … 4. … и т. д. | |||||||||||
сумма группы | |||||||||||
средний балл группы |
Общий средний балл позволяет выявить уровень качеств личности руководителя и характеристик способов управления. Так, значения менее 21 интерпретируются как практическая непригодность к выполнению функций руководителя; показатели в интервале 21-27 - низкий уровень, показатели от 28 до 35 - средний уровень, и более 36 - высокий уровень.
В том случае, если при обработке результатов выяснится, что максимальная и минимальная экспертные оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно исключить их из общего рассмотрения. Значительная вариативность в оценках экспертов может свидетельствовать о неоднородности группы, о разном уровне компетентности экспертов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984
2. Введение в практическую социальную психологию /Ред. Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, О.В. Соловьева. - М., 1996
3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991
4. Основы психодиагностики /Ред. А.Г. Шмелёв. - Р-н-Д., 1996
5. Практикум по социологии /Ред. И.М. Слепенков, Н.И. Дряхлев и др. - М., 1992
6. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /Ред. А.А. Крылов. – СПб., 1997
7. Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. - М., 1987