Для оценки профессионального личностного типа можно использовать методику Дж. Голланда. В основе концепции Голланда лежит представление о 6 типах личности.
1. Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.
Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном,работники ручного труда.
2. Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.
Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик, а также практические, требующие аналитических способностей, например, контролер на производстве, редактор журнала и т.д.
3. Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черту его характера: стремление поучат и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представители данного типа стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активны, но часто зависят от мнения других людей. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства. умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями.
|
|
Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи). Вопреки распространенному мнению, таким людям не рекомендуется быть психологами.
4. Конвенциональный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.
Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетами.
5. Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявлять энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.
Предпочитает следующие виды деятельности: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.
6. Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию, имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.
|
|
Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество.
Инструкция: ниже попарно представлены названия различных профессий. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение и в листе ответов напротив неё поставьте знак «+». По окончании работы подсчитайте количество плюсов в каждом столбике и запишите эту цифру внизу.
Примечание. Перед проведением этой методики необходимо познакомить учащихся с содержанием профессий, представленных в стимульном материале.
Группы профессий:
1. а) инженер-техник б)инженер-контролер | а) вязальщик б) санитарный врач | а) повар б) наборщик | а) фотограф б) директор магазин |
а) чертежник б) дизайнер | а) философ б) психиатр | а) ученый-химик б) бухгалтер | а) редактор журнала б) адвокат |
а) лингвист б) переводчик худож. литературы | а) педиатр б) статистик | а) организатор – воспитатель б) обществ. деятель | а) спортивный врач б) фельетонист |
а) нотариус б) снабженец | а) оператор ПК б) карикатурист | а) депутат б) писатель | а) садовник б) метеоролог |
а) водитель общ. транспорта б) медсестра | а) инженер б) секретарь-референт | а) маляр б) художник по металлу | а) биолог б) главный врач |
а) телеоператор б) режиссер | а) ученый-физик б) ревизор | а) зоолог б) зоотехник | а) математик б) архитектор |
а) работник ИДН б) счетовод | а) учитель б) менеджер | а) воспитатель б) художник- прикладник | а) экономист б) зав. отделом |
а) корректор б) критик | а) завхоз б) директор | а) радиоинженер б) специалист по ядерной физике | а) наладчик б) механик |
а) агроном б) руководитель сель.хоз.предприятия | 34. а) Закройщик-модельер б) декоратор | а) археолог б) эксперт | а) работник музея б) психолог- консультант |
а) ученый б) актер | а) логопед б) стенографист | а) врач б) дипломат | а) главн. бухгалтер б) директор |
а) поэт б) психолог | а) архивариус б) скульптор |