Упражнения

Задание 1. Проанализируйте языковые особенности научного стиля, отраженные в текстах (укажите лексические, морфологические и синтаксические средства, характерные для научного стиля).

1) Одним из основных показателей эффективности ракетного двигателя является удельная тяга. Под удельной тягой понимается тяга двигательной установки, отнесенная к общему весовому секундному расходу отбрасываемых масс.

Для заданного двигателя удельная тяга является функцией внешнего атмосферного давления, т.е. высоты полета. В пределах изменения давления от одной атмосферы до полного вакуума удельная тяга меняется обычно на 10 20%.

Удельная тяга определяется скоростью истечения газа, которая в свою очередь зависит от теплотворности топлива и от конструктивных особенностей двигателя. Чем выше теплотворность топлива, тем выше удельная тяга.

(Федосеев В.И., Синярев Г.Б. Введение в ракетную технику)

2) Хотя лингвист подобно логику видит в языковой системе интерпретацию формальной системы (с высказанной выше оговоркой), отношение лингвистики и логики к языку в некотором смысле прямо противоположно. Логик сам строит язык создаваемого им исчисления. Сам выбирает исходные символы, сам формулирует правила построения, выделяет аксиомы, задает правила вывода. Его цель — выяснить, какие теоремы могут быть получены в этом исчислении, какие тексты-доказательства могут быть построены. Таким образом, язык для логика — известное, неизвестным для него являются тексты. Лингвисту же, наоборот, тексты даны, а язык — нет. Цель, к которой он стремится, — извлечь из текстов (точнее, из дискурса) реализованный в них язык.

(Вардуль И. Основы описательной лингвистики)

Задние 2. Сопоставьте данные ниже параллельные высказывания, укажите характерные черты делового стиля.

1. Самолет не прилетел из-за плохой погоды. — Самолет не смог произвести посадку ввиду неблагоприятных погодных условий.

2. Если кондиционер сломается, нужно обратиться в ателье гарантийного ремонта даже и тогда, когда гарантийный срок кончился. — При любых поломках и нарушениях нормальной работы кондиционера, даже по истечении гарантийного срока, владелец кондиционера должен обращаться в ателье гарантийного технического обслуживания.

Задание 3. Замените нейтральные выражения стереотипами делового стиля.

Занятия по расписанию, из-за болезни, решили на собрании, дали отпуск, помогли, участвовал, просьба, долг, сообщить, в прошедшем году, в этом месяце, поблагодарить.

Задание 4. Проанализируйте приведенный текст официально-делового стиля, укажите его языковые особенности (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акци­ям предприятия «Форум» и по акциям инвестици­онного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 300 млн. руб.) были направлены на модернизацию предприятия, на приобретение нового оборудования и техноло­гий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приоста­новлена, так как вся прибыль предприятия «Фо­рум» пойдет на развитие производства.

Задание 5. Сделайте стилистический анализ отрывка из публицистического текста, укажите его языковые особенности (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует пере­довой опыт алтайских лесоводов по созданию го­сударственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с боль­шой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи.

Задание 6. Проанализируйте синтаксические особенности разговорной речи.

1. Книжный/ я зайду.2.Ты взял чем вытереться? 3. С зелеными балконами/ это ваш? 4. Кто приехал/ у нас ночевать будут. 5. Самое главное/ во что уложить// Ведро что ли. 6. Принеси/ чем завязать веревочку какую-нибудь. 7. Чей чемодан/ освободите проход. 8. Кто без пальто/ проходите сюда. 9. За мной в очках и женщина с ребенком. 10. Простите/ где Вы его встретили? — На Невском. 11. Вдруг собака бежит/ огромная собака/ в наморднике. 12. У меня шторы/ итальянский гобелен. 13. Вот же свежий хлеб кусок. 14. У Вас есть чай заварка? 15. Ночь в поезде это утомительно. 16. Зеркало в ванную повесить никак не соберусь купить. 17. Вот Таня/ она тоже в школе работает. 18. Ты куда? — В столовую. 19. Я вот если можно в это кресло. 20. Не дается/ просто не дается ему русский и все. 21. Потише сердце стучит давай пойдем. 22. Я буду если на улице Горького я посмотрю тебе шерсть. 23. А мы в Калининграде когда были/ попали под двойной дождь.

Задание 7. Проанализируйте текст разговорного стиля, укажите его языковые особенности (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

М-да... – начал дядя, закуривая папиросу. – Женился ты, стало быть... Так-с... С одной стороны, это хорошо... Милое существо около, любовь, романсы; с другой же стороны, как пойдут дети, так пуще волка взвоешь! Одному сапоги, другому штанишки... и не приведи бог!

Задание 8. Для каких стилей характерно употребление сле­дующих слов и выражений?

1. За отчетный период, за неимением средств, в соответствии с установленной договоренностью, возложить обязанности на, в целях улучшения.

2. Переговоры на уровне послов, воздвигнуть монумент, пиратские действия, авангард, гарант свободы слова, предвыборный рейтинг.

3. Синкретизм, апперцепция, когнитивизм, персонификация, графология, вербальный.

4. Буркнуть, дармоед, зачётка, совать нос не в своё дело, наработаться, кофепитие.

Задание 9. Жанры каких стилей приведены ниже?

1. Реферат, монография, тезисы, диссертация, доклад, рецензия.

2. Басня, эпиграмма, рассказ, повесть, роман, элегия, комедия, тра­гедия, стихотворение.

3. Устав, инструкция, закон, коммюнике, протокол, расписка, заяв­ление, доверенность.

4. Статья, очерк, памфлет, фельетон, репортаж, интервью, обозре­ние.

Задание 10. К какому стилю относятся приведенные ниже тексты?

1. Город - крупное поселение, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, обычно административный и культурный центр окружающего района. Город возникает на том уровне развития общества, когда общественное разделение труда приводит к отделению ремесла от сельского хозяйства и к возникно­вению регулярного товарообмена. В древности город строили чаще на холме, месте слияния двух рек, вследствие того что это обеспечи­вало надежную защиту от нападения врагов.

2. Мы живем в нашем городе, учимся, работаем, отдыхаем. Мы мчимся в вихре своих дел, проблем, надежд. Мы крутимся в кругу своих знакомых, друзей, коллег. Каждый день транспортные артерии города наполняют больше чем 830 тысяч рабочих и служащих, заня­тых во всех сферах деятельности. Наш город - это настоящий мега­полис, человеческий муравейник, центр политической, экономиче­ской и культурной жизни страны.

3. Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город. Пре­красный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома.... Сады стояли безмолвные и спо­койные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клё­нами и липами.

4. В целях обеспечения расширенного обновления экономики го­рода необходимо развивать производство строительных материалов. В период с 1998 по 2000 гг. коэффициент опережающего развития материально-технической базы в части прироста объемов продукции производства строительных конструкций и материалов в народном хозяйстве Минска составил 1,1, тогда как эффективность функцио­нирования строительного комплекса определяется коэффициентом 1,3-1,4.

5. Привет! Был сегодня в городе? Что там творится! Все готовят­ся к празднику. Кругом народу! Ярмарки там разные, продают вся­кую всячину. Ясебе кой-чего прикупил даже. Артисты понаехали, сцены всюду сооружают. Говорят, вечером фейерверк будет. Коро­че, день Города, чувствую, пройдет как надо.

6. Большой пестрый дятел широко распространен в лесной зоне России. Дятел имеет пеструю окраску. Оперение включает сочета­ние белых и черных тонов. Дятел хорошо лазает по деревьям, имея для этого удобное строение. Ноги у него короткие, с цепкими когтя­ми. Два пальца направлены вперед, два назад. Хвост клиновидной формы с жесткими и упругими перьями, служащий опорой на стволе дерева. Дятел передвигается короткими скачками вверх и вниз по стволу. При этом он долбит кору дерева в поисках насекомых, личи­нок и куколок.

7. Целыми днями торчу в читалке, готовлюсь к экзаменам. Уже репа трещит. А так хочется забросить всю эту музыку и махнуть в незнакомый город, поглазеть на его улицы и проспекты, а к вечеру закатиться в какой-нибудь потрясный ресторан. Когда я приезжаю в незнакомый город, я никогда не шатаюсь по магазинам, так как счи­таю это глупым занятием. Кроме того, я не люблю сорить деньгами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: