После подготовки всех функциональных бюджетов начинается формирование финансовых (основных) бюджетов предприятия. Совокупность финансовых бюджетов представляет, по сути, финансовую модель предприятия, отражающую:
- движение денежных потоков в рамках операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;
- движение и соотношение основных видов доходов и расходов предприятия и формирование его финансовых ресурсов;
- объемы и пропорции активов и пассивов предприятия.
Вначале формируется бюджет доходов и расходов предприятия (БДР). Это результирующий документ, поскольку в нем отражается механизм формирования финансовых результатов деятельности предприятия. Он показывает соотношение всех запланированных доходов со всеми видами расходов организации (по всем видам ее деятельности) и последовательное формирование финансового результата. Важно, что в данном бюджете отражается также распределение чистой прибыли предприятия, то есть, планируются объемы и целевые направления использования её средств.
|
|
С управленческой точки зрения назначение БДР – показать отдачу от хозяйственной деятельности каждого структурного подразделения и предприятия в целом.
Этот бюджет формируется плановым отделом на основе данных, предоставляемых структурными подразделениями, а также на основе информации функциональных бюджетов.
Первым показателем данного документа является выручка-нетто (чистая выручка) от реализации товаров, работ, услуг. При её планировании прежде всего следует выбрать один из двух методов – «по отгрузке» (метод начислений) или «по оплате» (кассовый метод).
Планирование «по отгрузке» предполагает использование информации из бюджета продаж. Согласно этому методу моментом получения выручки признается день (момент) отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг. В этом случае выручка складывается из полученных от потребителей денежных средств и дебиторской задолженности по поставленной продукции.
Планирование «по оплате» предполагает использование информации из бюджета поступления денежных средств от продаж. В этом случае выручкой считается только та сумма денежных средств, которую планируется реально получить от потребителя за отгруженную ему продукцию. Здесь моментом реализации считается день (момент) поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет. В практике российских предприятий чаще используется первый метод, хотя он значительно повышает риски продавцов по уплате налогов с начисленной суммы выручки, которая реально может быть еще не получена.
Та же логика справедлива для планирования затрат в данном бюджете. Может быть два вида затрат: произведенные и оплаченные. В первом случае (произведенные затраты) затратами признаются значения расхода материальных, трудовых и иных ресурсов предприятия. При этом денежная оценка затрат складывается из двух составляющих: из оплаченных обязательств (перед поставщиками, по заработной плате, налогам и т.п.) и из кредиторской задолженности (по тем же субъектам). При использовании этого метода информация о расходах берется из бюджетов затрат (прямых, накладных производственных, управленческих, коммерческих).
|
|
Во втором случае (оплаченные затраты) расходами признаются только оплаченные затраты. Информация об этих затратах содержится в бюджетах расчетов (с поставщиками, по зарплате, по налогам и проч.).
При формировании бюджета доходов и расходов необходимо учитывать важнейший принцип осуществления хозяйственной деятельности коммерческой организации: использование ресурсов должно предусматривать создание в течение определенного периода времени экономической стоимости, достаточной для того, чтобы возместить эти ресурсы и заработать сверх этого прибыль (принцип рентабельности деятельности).
В составе бюджета доходов и расходов предприятия содержатся также операционные и внереализационные доходы и расходы.
Операционные доходы и расходы включают в себя:
- доходы (расходы), связанные с предоставлением за плату во временное пользование (аренду и др.) активов предприятия;
- доходы (расходы), связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- доходы (расходы), связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- доходы (расходы), связанные с продажей основных средств и других активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, услуг;
- проценты, полученные (уплаченные) по представленным (полученным) кредитам, займам;
- проценты за использование банком средств, находящихся на счете предприятия в данном банке;
- расходы, связанные с оплатой расчетно-кассовых и других услуг, оказываемых банком;
- прочие операционные доходы и расходы.
К внереализационным доходам и расходам относятся:
- штрафы, пени, неустойки и другие финансовые санкции, полученные (уплаченные) за нарушение условий договоров;
- доходы (расходы) от безвозмездной передачи либо получения активов;
- поступления и перечисления в возмещение причиненных предприятию (предприятием) убытков;
- прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году;
- суммы кредиторской, дебиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
- суммы дооценки (уценки) активов (за исключением внеоборотных активов);
- курсовые разницы; иные доходы (расходы), непосредственно не связанные с реализацией товаров, работ, услуг.
Планирование операционных и внереализационных доходов и расходов представляет определенную трудность. Можно дать следующие рекомендации. При определении выручки от реализации основных фондов и другого имущества учитываются реальные суммы поступления средств, предусмотренные договорами с покупателями. В составе операционных доходов и расходов можно точно рассчитать суммы налоговых платежей, а также суммы процентов по кредитам.
Другие статьи операционных, а также, внереализационных доходов и расходов рассчитываются приближенно, или принимаются на уровне фактически сложившихся в предшествующем периоде.
Примерный формат бюджета доходов и расходов предприятия представлен в таблице 16.
Таблица 16 - Примерный формат бюджета доходов и расходов
Наименование показателей | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | Итого за год | |||
Месяцы | Итого за 1 квартал | |||||||
январь | февраль | март | ||||||
А Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||||||||
1 Выручка от реализации продукции | ||||||||
2 Себестоимость реализованной продукции (производственная) | ||||||||
3 Валовая прибыль (с.1 – с.2) | ||||||||
4 Коммерческие расходы | ||||||||
5 Управленческие расходы | ||||||||
6 Прибыль от продаж (с.3 – с.4 – с.5) | ||||||||
Б Операционные доходы и расходы | ||||||||
7 Проценты к получению | ||||||||
8 Проценты к уплате | ||||||||
9 Доходы от участия в других организациях | ||||||||
10 Прочие операционные доходы | ||||||||
11 Прочие операционные расходы | ||||||||
В Внереализационные доходы и расходы | ||||||||
11 Внереализационные доходы | ||||||||
12 Внереализационные расходы | ||||||||
14 Прибыль до налогообложения (с.6 + с.7 – с.8 + с.9 + с.10 – с.11 + с.12 – с.13) | ||||||||
15 Налог на прибыль (14 * 0,24) | ||||||||
16 Чистая прибыль (14 – 15) | ||||||||
Г Распределение чистой прибыли | ||||||||
17 Дивиденды | ||||||||
18 Образование фонда накопления | ||||||||
19 Образование фонда потребления | ||||||||
20 Образование финансового резерва | ||||||||
21 Прочие направления использования чистой прибыли | ||||||||
22 Нераспределенная прибыль за период (с.16 – с.17 – с.18 – с.19 – с.20 – с.21) | ||||||||
23 Нераспределенная прибыль нарастающим итого с начала года |
Представленная форма бюджета доходов и расходов соответствует форме №2 российской бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (согласно рекомендациям Министерства экономического развития и торговли). Однако, в целях предприятия формат может быть изменен. Так, может быть более детально представлена производственная себестоимость (по статьям в соответствии с функциональными бюджетами: прямые материальные затраты, затраты на оплату труда, накладные производственные расходы). Затраты также могут быть сгруппированы в условно-переменные и условно-постоянные (данные переносятся из функциональных бюджетов), что значительно повышает возможности менеджмента для проведения финансово-экономического анализа.
|
|
|
|