ТЕМА 1 ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Содержание бюджетного контроля
Интегрированный учет в бюджетном управлении
План-фактный анализ как технология бюджетного контроля
Содержание бюджетного контроля
Функции контроля в управлении принадлежит исключительно важная роль. В процессе реализации бюджетного цикла осуществляется непрерывный контроль (мониторинг) за выполнением плановых бюджетных показателей. В контексте бюджетного управления контроль – это процесс отслеживания фактического выполнения планов, проверка соответствия реальных действий заданным в бюджете параметрам. Именно контроль способствует выполнению запланированных решений и обеспечивает обратную связь в системе бюджетного управления.
В бюджетировании используется двухуровневая система контроля.
Нижний уровень – децентрализованный контроль. Это контроль за исполнением бюджетов центров финансовой ответственности самими специалистами и руководителями ЦФО.
Верхний уровень – централизованный контроль, осуществляемый финансово-экономическими подразделениями предприятия и его высшим руководством за всеми функциональными и финансовыми бюджетами (входящими в сводный бюджет).
Система контроля в бюджетном процессе представлена следующими элементами:
1) Предметы контроля – различные виды бюджетов и их показатели;
2) Субъекты контроля – менеджеры и руководители центров финансовой отчетности, специалисты и руководители финансово-экономических подразделений, высшее руководство предприятия;
3) Принципы контроля. Содержание принципов бюджетного контроля представлено следующими положениями:
- контролируемые действия или деятельность должны быть целесообразными, то есть иметь цели или систему целей;
- результат контролируемого действия (деятельности) должен быть измерим, чтобы можно было оценить степень достижения цели;
- должен существовать критерий контроля, в качестве которого должна выступать принятая «прогнозная модель» (план, бюджет) для выявления отклонений;
- должна существовать возможность принятия определенных мер для исправления выявленных недостатков и отклонений.
4) Технология контроля – способы осуществления процедур по сбору и фиксированию
фактических данных и выявлению отклонений.
Процесс бюджетного контроля осуществляется поэтапно. Состав и содержание этапов представлены в таблице.
Таблица 21 - Состав и содержание этапов бюджетного контроля
Этапы бюджетного контроля | Характеристика этапов контроля |
1 Определение круга лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета | Контроль за исполнением сводного бюджета обычно возлагается на финансового директора или на главного бухгалтера предприятия. Контроль за исполнением бюджетов ЦФО осуществляется руководителем и специалистами ЦФО |
2 Определение перечня контролируемых показателей для анализа исполнения бюджета | Нецелесообразно осуществлять контроль по каждой строке бюджета. Следует определить основные конкретные показатели, по которым будет производиться анализ отклонений, а также максимальные значения отклонений, которые признаются допустимыми |
3 Сбор информации о производственно-финансовой деятельности предприятия | В силу большой трудоемкости процессов сбора и обработки информации эти задачи должны решаться при помощи использования вычислительной техники и информационных технологий. |
4 Сравнение плановых и фактических показателей и определение отклонений | В процессе финансового контроля выявляются нежелательные расхождения между плановыми и фактическими показателями; определяются степень расхождений |
5 Анализ отклонений и выявление их причин | Должны быть выявлены причины отклонений с тем, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. К основным причинам обычно относятся: - нереалистичность плановых показателей; - неэффективность работы менеджеров ЦФО и организации в целом; - объективно происходящие изменения внешних и внутренних условий и факторов, на основе которых происходило формирование планов; - некачественная и недобросовестная работа исполнителей и др. |
6 Принятие решений о корректировке бюджета и/или ужесточении контроля за выполнением плановых показателей | По результатам проведенного анализа и выявления причин негативных отклонений от плана должна быть разработана и реализована система мер по нормализации хода процесса. В зависимости от характера выявленных причин негативных отклонений руководством могут быть приняты управленческие воздействия по оперативному регулированию, либо осуществлены мероприятия по пересмотру планов |