Раздел 4 бюджетный контроль и анализ

ТЕМА 1 ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Содержание бюджетного контроля

Интегрированный учет в бюджетном управлении

План-фактный анализ как технология бюджетного контроля

Содержание бюджетного контроля

Функции контроля в управлении принадлежит исключительно важная роль. В процессе реализации бюджетного цикла осуществляется непрерывный контроль (мониторинг) за выполнением плановых бюджетных показателей. В контексте бюджетного управления контроль – это процесс отслеживания фактического выполнения планов, проверка соответствия реальных действий заданным в бюджете параметрам. Именно контроль способствует выполнению запланированных решений и обеспечивает обратную связь в системе бюджетного управления.

В бюджетировании используется двухуровневая система контроля.

Нижний уровень – децентрализованный контроль. Это контроль за исполнением бюджетов центров финансовой ответственности самими специалистами и руководителями ЦФО.

Верхний уровень – централизованный контроль, осуществляемый финансово-экономическими подразделениями предприятия и его высшим руководством за всеми функциональными и финансовыми бюджетами (входящими в сводный бюджет).

Система контроля в бюджетном процессе представлена следующими элементами:

1) Предметы контроля – различные виды бюджетов и их показатели;

2) Субъекты контроля – менеджеры и руководители центров финансовой отчетности, специалисты и руководители финансово-экономических подразделений, высшее руководство предприятия;

3) Принципы контроля. Содержание принципов бюджетного контроля представлено следующими положениями:

- контролируемые действия или деятельность должны быть целесообразными, то есть иметь цели или систему целей;

- результат контролируемого действия (деятельности) должен быть измерим, чтобы можно было оценить степень достижения цели;

- должен существовать критерий контроля, в качестве которого должна выступать принятая «прогнозная модель» (план, бюджет) для выявления отклонений;

- должна существовать возможность принятия определенных мер для исправления выявленных недостатков и отклонений.

4) Технология контроля – способы осуществления процедур по сбору и фиксированию

фактических данных и выявлению отклонений.

Процесс бюджетного контроля осуществляется поэтапно. Состав и содержание этапов представлены в таблице.

Таблица 21 - Состав и содержание этапов бюджетного контроля

Этапы бюджетного контроля Характеристика этапов контроля
1 Определение круга лиц, контролирующих исполнение различных статей бюджета Контроль за исполнением сводного бюджета обычно возлагается на финансового директора или на главного бухгалтера предприятия. Контроль за исполнением бюджетов ЦФО осуществляется руководителем и специалистами ЦФО
2 Определение перечня контролируемых показателей для анализа исполнения бюджета Нецелесообразно осуществлять контроль по каждой строке бюджета. Следует определить основные конкретные показатели, по которым будет производиться анализ отклонений, а также максимальные значения отклонений, которые признаются допустимыми
3 Сбор информации о производственно-финансовой деятельности предприятия В силу большой трудоемкости процессов сбора и обработки информации эти задачи должны решаться при помощи использования вычислительной техники и информационных технологий.
4 Сравнение плановых и фактических показателей и определение отклонений В процессе финансового контроля выявляются нежелательные расхождения между плановыми и фактическими показателями; определяются степень расхождений
5 Анализ отклонений и выявление их причин Должны быть выявлены причины отклонений с тем, чтобы в дальнейшей работе исключить их влияние. К основным причинам обычно относятся: - нереалистичность плановых показателей; - неэффективность работы менеджеров ЦФО и организации в целом; - объективно происходящие изменения внешних и внутренних условий и факторов, на основе которых происходило формирование планов; - некачественная и недобросовестная работа исполнителей и др.
6 Принятие решений о корректировке бюджета и/или ужесточении контроля за выполнением плановых показателей По результатам проведенного анализа и выявления причин негативных отклонений от плана должна быть разработана и реализована система мер по нормализации хода процесса. В зависимости от характера выявленных причин негативных отклонений руководством могут быть приняты управленческие воздействия по оперативному регулированию, либо осуществлены мероприятия по пересмотру планов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: