Порядок проведения обследования

Проведение измерений в строго стандартизированных и контролируемых условиях позволяет получить наиболее точные результаты эксперимента и надежную интерпретацию тестов.

Вне стандартизации качества интерпретации психодиагностических данных могут ухудшаться в зависимости от того, насколько существенные отклонения в процедуре тестирования от заданных. Во избежание перекручивания исследуемых явлений, тестирование должно возможно максимально близко воспроизвести те условия, при которых разработанные нормы и получены данные о надежности и валиднисть методиках. Как правило, эти условия описаны в рекомендации к тесту и регламентированные в инструкции.

Предлагается следующая последовательность проведения обследования (Л.Бурлачук, 1995):

Объяснить обследуемым цель проведения тестирования.

Гарантировать сохранение тайны индивидуальных ответов.

В соответствии с требованиями рекомендаций прочитать инструкцию к тесту и провести тренировку.

Попросить обследуемого или самому заполнить (если нужно)
паспортные и биографические данные в регистрационных бланках.

Зафиксировать ответы обследуемого на вопрос личностного опросника или даты время обследуемым на самостоятельную фиксацию ответов в регистрационных бланках.

Обработать результаты теста в соответствии с требованиями рекомендаций.

Психолог, что спрашивает у человека в ходе обследования информацию о ее личности, делает это только после того, как исследуемый полностью осознал цель обследования, а также цель и способы использования этой информации.

Для эффективности психодиагностического обследования с помощью личностных опросников его стоит проводить так, чтобы не даты понять обследуемым, какая черта их личности изучается и как будут интерпретироваться результаты, иначе ответы будут отображать их собственную точку зрения на выразительность у себя этой черты, а не реальное положение дел (представления отдельных обследуемых о своей личности могут быть существенно перекрученными).

Однако, личность, включенная в исследование, не должна поддаваться какому бы то ни было тестированию обманчивым путем.

Нет необходимости разъяснять обследуемому содержание инструкции, удаваться в развернутые объяснения и комментарии вопросов, то есть если есть такая потребность, просто нужно еще раз не спеша прочитать инструкцию. Если обследуемый, пытаясь ответить на вопрос о выразительности у него некоторых психических качеств, затрудняется это сделать из-за того, что оно по-разному оказывается в разных ситуациях, то для многих случаев применяются следующие разъяснения: ЀОтветить, что для вас более свойственно, привычно, как бывает чащеЀ всего ли: ЀОцените это для той ситуации, в которой вам легче всего себя представить (вспомнить)Ѐ.

Для первичного знакомства с клиентом рекомендуется гибкое соединение таких методик, как беседа, опросник-анкета, рядом со специальными (биографическими опросниками, психологическими биографиями и др.). Например, рекомендация в методику оценивания личности может включать данные, которые показывают, что психолог должен учитывать такие факторы, как пол и возраст субъекта, женатые разлучены ли его родители, возраст и пол его детей, его профессиональный и супружеский статус и т.д.

Внимание уделяется как информации общего характера (пол, возраст, профессия, социальное и семейное состояние, образование, продвижение по службе, состояние здоровья, сводка о родственниках и т.п.), особенностям формирования личности обследуемого, так и субъективному описанию жизненных событий, отношению к себе и окружающих, оценкам прожитых и возможных будущих событий. Такая процедура является неотъемлемой частью психодиагностического обследования и значительно облегчает получение о клиенте информации, необходимой для достоверной интерпретации показателей тестов (методик), которые будут использоваться в дальнейшем.

К началу применения психодиагностической методики целесообразно получить информацию о самочувствии обследуемого. Для этого можно использовать короткие шкалы, например, графические (семибальные) с полюсами типа: Ѐ Я пассивен, бездеятеленЀ - ЀЯ активный, деятельныйЀ; ЀЯ уставший, обессиленныйЀ - ЀЯ отдохнул, полный силЀ; ЀЯ встревожен и раздраженЀ - ЀЯ уверен в себе и спокойныйЀ и др. Инструкция до таких шкал может быть следующей: ЀОцените свое состояние в данный момент с помощью предложенных шкал. Чем больше вы согласны с суждением, что находится в одном из полюсов шкал, тем ближе к этому полюсу поставьте крестикЀ.

Для работы с клиентами стоит обеспечить условия комфортного, спокойного общения в доверчивой атмосфере. Желательно, чтобы помещение было отдельным, изолированным, во время работы не должны заходить посторонние.

Нужно внимательно следить по продолжительности работы с обследуемым. В большинстве случаев она не может превышать 2-3 (максимум 4) часа: ситуация психологического тестирования для многих является новой, необычной, часто имеет в той или иной мере стрессовый характер и требует не только интеллектуального напряжения и концентрации внимания, но и психической адаптации, эмоционального принятия роли обследуемого.

При составлении комплектов методик стоит учитывать длительность будущей процедуры тестирование и тот факт, что усталость может по-разному повлиять на ответы обследуемых. Необходимо помнить, что специфика личностных опросников такая, что практически невозможно определить тот момент, когда обследуемый стал плохо воспринимать содержание вопросов или отвечать на них небрежно.

Не менее важное значение имеет и мотивация обследуемых при проведении тестирования. Наименьшее число перекручиваний возникает, если обследуемый имеет личный интерес к результатам обследования, но не видит в информации, что ожидает получить от психолога, что-то определяющее в его жизни в широком масштабе. Такой пригодный уровень мотивации бывает, когда в обследуемого есть желание расширить знание о самого себе, испытать себя, проверить. Принудительное участие в тестировании может отразиться на том, что данные его будут неточны. Однако и очень высокая мотивация, заинтересованность в ЀкрасивыхЀ результатах, что часто встречается, например, при профвидбори, может так обезобразить картину, что все коррекционные шкалы и приемы будут малоэффективны.

По способу организации обследования психодиагностические методики можно рассматривать как индивидуальные и групповые.

Групповые тесты - тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы обследуемых.

Их не следует смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп, коллективов и т.д. Основной целью разработки этого вида психодиагностических методик было стремление повысить эффективность практических социально-психологических служб с помощью увеличения количества обследуемых и сокращение времени проведения тестирования.

Количество лиц, которые подлежат одновременному тестированию ограничивается, как правило, возможностями контроля и наблюдения со стороны диагноста, что обследует. Одним из основных требований успешного обследования с помощью групповых тестов является строгое соблюдение условий самостоятельности работы каждого обследуемого, исключение возможности влияния со стороны других лиц, которые тестируются (заимствования результатов, контакты, которые отвлекают, групповые эффекты фацилитации и ингибиции и др.).

Обычно максимально допустимое количество лиц в обследуемой группе - 15-20 человек.

При планировании обследования необходимо обратить внимание, отмечено ли в рекомендации к личностному опроснику о возможности его использования для группового тестирования. В противном случае допустимые только индивидуальное собеседование и тестирование.

Как правило, при групповой процедуре обследования показатели надежности и валидности теста изменяются (как правило оказываются ниже, чем при проведении того же теста в индивидуальной форме). Иногда в пособиях к тестам даются разные нормы оценок для групповой и индивидуальной формы применения. Чаще всего групповые тесты за формой являются бланочными тестами.

Для проведения тестирования с помощью большинства личностных опросников обязательная специальная форма фиксации результатов - бланк обследования. Он может быть предназначен как для учета результатов по отдельным методикам, так и для фиксации данных тематических исследований с помощью комплекса методов (карты обследования). Бланки обследования разделяются на рабочие листы для обследуемого, в которых он сам проставляет ответы в опроснике, и формы для обработки и интерпретации данных обследования экспериментатором. Нередко оба этих вида бланков объединены в одном блоке.

Конструктивное оформление бланку обследования должно обеспечить удобство и простоту работы обследуемого, сокращать непродуктивные расходы времени психодиагностического обследования, способствовать правильному пониманию обследуемым инструкции, снижать количество случайных ошибок при работе обследуемого и оценивании ее результатов. Материал, необходимый для проведения теста (бланки для регистрации результатов), должен быть полностью приспособленный для самостоятельной работы обследуемого при минимуме объяснений и вмешательства со стороны экспериментатора. Правильное применение бланков обследования особенно важно при проведении массовых обследований.

В методических материалах к методикам, как правило, предлагаются образцы бланков обследования, дается описание правил их составления. Для ряда психологических методик незначительное изменение внешнего вида бланка для обследуемого может существенно изменить результаты его работы. Потому недопустимо вносить изменения в бланки или модифицировать, ЀсовершенствоватьЀ их - все это может обезобразить результаты и негативно повлиять на их интерпретацию относительно нормативных выборок.

Каждый бланк обследования может быть использован только один раз: любые отметки на опроснике могут повлиять на ответе обследуемого. В случае индивидуального проведения тестирования бланк, как правило, заполняет экспериментатор.

В последнее время приобрели распространение компьютерные тесты - пси-ходиагностични методики, разработанные (адаптированные) с учетом специфики и возможностей компьютера, в самом простом виде такие, что представляют собой предъявление заданий тестов на экране компьютера и запись ответов из стандартной или специально разработанной клавиатуры. Более сложной, но и перспективной процедурой, что реализует возможности компьютера, есть разработка индивидуально-ориентированных тестов, в которых характер заданий изменяется с учетом выполнения их обследуемым.

В сравнении с обычной формой, представление тестов на компьютере имеет ряд преимуществ: автоматическое предъявление заданий теста, машинная обработка и представление результатов, сохранение результатов тестирования в банке данных. После завершения тестирования компьютер может вывести на экран показатели обследуемого и его интерпретацию, основанную на тестовых нормах, занесенных в память компьютера. Могут автоматически выполняться разные процедуры анализа заданий, факторный анализ и т.п. Интерпретация теста может быть облегчена использованием банка данных, накопленных в ЭВМ на основе совокупности индивидуальных оценок по батарее тестов личностного опросника.

Следует, однако, помнить, что компьютерное предъявление стандартизированных тестов может быть высокоэффективным средством лишь при условии соответствующих психометрических качеств самого теста. Кроме того, когда обычный тест переносится на компьютер, он должен повторно пройти через процедуры определения надежности валидности, необходим и пересмотр норм, то есть должна быть проведена его полная психометрическая проверка.

В рекомендации к тесту должны быть приведены алгоритм, обґрунтування и свидетельство в поддержку автоматической интерпретации показателей (на основе массивов данных, которые сохраняются в компьютере), потому что такая интерпретация поддается ошибкам в той же степени, как и другие субъективные интерпретации.

Необходимо учитывать, что компьютерное тестирование способствует:

о актуализации у обследуемых социально-нормативных форм поведения, которые маскируют индивидуально-психологические особенности, которые оказываются в усилении влияния установок на ответе, что искажает результаты тестирования;

о появлению специфических эмоциональных реакций, когда, например, в некоторых обследуемых отсутствие навыков взаимодействия с ПЭВМ (Ѐстрах машиныЀ) может вызывать отказ от участия в обследовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: