Процесс восстановления здоровья и трудоспособности больных носит название медицинской реабилитации. По решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) принято различать Два периода реабилитации — больничный и послебольничный. Лечебная физическая культура широко используется в медицинской реабилитации, и ее применение условно делится на соответствующие периоды, характеризующие анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом. В лечебной физической культуре различают три периода (табл. 1).
Таблица 1 – Взаимосвязь периодов реабилитации, периодов лечебной физической культуры и режимов двигательной активности
Периоды медицинской реабилитации (по ВОЗ) | Режимы двигательной активности (по В. Н. Мошкову) | Периоды лечебной физической культуры | Отношение общеразвивающих и дыхательных упражнений к специальным упражнениям, % | Характеристика физиологической кривой занятия лечебной гимнастикой | Время основной части занятия | Темп упражнений | Соотношение дыхательных упражнений и упражнений на суставы | Характеристика исходного положения |
Больничный (стационар) | 1. Постельный: а) строгий б) облегченный | Первый (вводный) | 75—25 | Одновершинная | 1/3 | Медленный | 1:1 | Лежа |
2. Полупостель-ный 3. Свободный | Второй (основной) | 50—50 | Двух-трехвершин- ная | 1/2 | Медленный, средний и быстрый (ограничено | 1:2 | Лежа, сидя, стоя | |
Послебольничный (санаторно-курортное лечение, отделение реабилитации, поликлиника, домашние условия) | 1. Щадящий 2. Щадяще-тренирующий 3. Тренировочный | Третий (заключительный) | 25—75 | Многовершин-ная | 2/3 | Медленный, средний, быстрый | 1:3—4 | Всевозможные (по самочувствию) |
Первый период (вводный)— острый, щадящий, период вынужденного положения, или иммобилизации. Он характеризуется тем, что анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушено. Например, при переломе костей предплечья имеются анатомические нарушения целостности костей и нарушения функций поврежденной конечности.
|
|
В этом периоде физиологическая кривая нагрузки, как правило, одновершинная, с максимальным подъемом в середине основной части занятия. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным— 1:1. Темп выполнения их медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений. Время основной части занятия составляет около 1/3 времени всего занятия.
Второй период (основной) — функциональный, период восстановления функций. Он характеризуется тем, что анатомически орган в основном восстановлен, а функция по-прежнему резко нарушена. Например, при переломе иммобилизация снята, костная мозоль образована, но движения в суставах ограничены.
|
|
В этом периоде физиологическая кривая нагрузки двух-трехвершинная, исходные положения разные. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным—1:2. Темп выполнения их средний. В занятие включается 50% специальных упражнений и 50% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия составляет около 1/2 времени всего занятия.
Третий период (заключительный)— тренировочный, период окончательного восстановления функций не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом. Например, после перелома костей предплечья наступило полное восстановление: костная мозоль окрепла, подвижность в суставах приблизилась к норме. Однако большие физические нагрузки (висы, упоры, поднятие тяжестей) больному еще непосильны. Необходимо постепенно восстановить способность выполнять эти упражнения.
В третьем периоде физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения всевозможные. Темп медленный, быстрый и средний. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным — 1:3—4. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% общеразвивающих и дыхательных. Время основной части занятия увеличивается и составляет около 2/3 времени всего занятия.
Контрольный вопрос. Как изменяется соотношение средств общей и специальной тренировки в курсе ЛФК? Объясните почему.