Методы врачебно-педагогической оценки влияния лечебной физической культуры на организм больного зависят от характера заболевания, средств, форм, методики проведения занятий.
К методам врачебно-педагогической оценки относят наблюдение за общим состоянием больного, деятельностью сердечно-сосудистой, дыхательной систем, функционально-диагностические методы, антропометрические измерения, а также анамнез (опрос).
По данным врачебно-педагогических наблюдений (с исследованием пульса, частоты дыхания и АД), выявляется общая нагрузка на организм больного в занятиях физическими упражнениями. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки, которая при правильном методическом подходе характеризуется постепенным повышением, максимальным подъемом к середине основной части занятий и снижением к концу заключительной части. Характер физиологической кривой зависит от периода занятий, функционального состояния больного, индивидуальной ответной реакции организма на физическую нагрузку.
|
|
Для учета эффективности влияния физических упражнений на организм больного могут быть использованы функционально-диагностические методы. Так, в травматологической клинике это антропометрические измерения (окружность конечностей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электромиография, миотонометрия и др., при заболеваниях сердечно-сосудистой системы — электрокардиография, изучение АД, пульсометрия и др.
Кроме перечисленных методов для учета динамики функционального состояния организма под влиянием средств лечебной физической культуры применяются функциональные пробы, специфические для поражения какой-либо системы (приседания, PWC120-150, нагрузки на велоэргометре, проба Генчи, Ромберга и т. д.).
Полученные при обследовании субъективные и объективные показатели оцениваются на основе сопоставления результатов в начале и в конце периода наблюдения.
Контрольный вопрос. Перечислите наиболее часто применяемые методы контроля в ЛФК.