Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты

Уличные музыканты - явление распространенное. Обычно мы не слишком обращаем на них внимания, иногда благодарим, бросая им монетку. Но вот история, которая произошла январским утром 2007 года на одной из станций метро в Вашингтоне. Молодой человек в бейсболке стоял в переходе метро и играл на скрипке. Сотни людей проходили мимо, спеша на работу и не обращая на него никакого внимания. Лишь некоторые приостанавливались, прислушиваясь к звукам. Кое-кто из них доставал из кармана монету и бросал в раскрытый футляр от скрипки, стоявший рядом с музыкантом.

Более тысячи человек прошли мимо и никто из них не знал, что молодой скрипач, игравший в переходе, - это Джошуа Белл, один из лучших классических музыкантов в мире. Годовой доход от его концертов составляет десятки миллионов долларов. Скрипка, которую он держал в руках, стоит три с половиной миллиона долларов.

Незадолго до эксперимента на станции метро, в одном из престижных концертных залов города состоялось выступление Белла. На протяжении концерта восторженная публика несколько раз поднималась, чтобы стоя поприветствовать великого музыканта.

Отношение к Беллу в метро было совершенно другим. Почти час играл скрипач и заработал всего 32 доллара и несколько центов. Никто не аплодировал ему, ни один человек не обратил внимания на мастерское исполнение музыкальных шедевров.

Выступление Джошуа Белла в метро было частью эксперимента, проводимого газетой «Вашингтон пост», чтобы выявить, как общественное мнение влияет на наше отношение к высокому искусству. Ответ понятен - мнение общества является решающим. Выступление Белла на станции метро является наглядным примером для рассмотрения темы: влияние окружения на человека в связи со свободой выбора.

В предыдущей части урока мы учили, что на человека оказывают влияние свойства, с которыми он родился, и окружение, в котором он рос и воспитывался. Мы также знаем, что желание получать определяется внутренней программой, которая управляет человеком согласно простому расчету: максимум удовольствия при минимальных затратах.

Человек не может выбрать свои свойства и окружение, в котором родился. Конечно же, нет у него и возможности выбрать, будет ли им управлять желание получать, всегда предпочитающее получить максимум удовольствия при минимальных усилиях. Раз у нас нет возможности выбора, то, по крайней мере, мы можем сами решить, что для нас является наслаждением, что хорошо и что плохо. Это и есть наша свобода выбора?

Для того, чтобы получить ответ, вновь вспомним, как растет младенец.

Родители кладут его на животик, чтобы развивался мышечный тонус. Они привлекают его внимание всевозможными игрушками, чтобы научить ползать. Когда ребенок встает, они весело хлопают в ладоши, чтобы поощрить его. Родители все время используют различные приемы, чтобы развить своего малыша. Без помощи и влияния взрослых младенец не смог бы сформироваться.

Родители решают, что для младенца хорошо и что плохо. Конечно, ребенок сам прилагает усилия: учится ползать, стоять на ногах и потом ходить. Но без вмешательства окружения, без его участия и поддержки, не было бы у него возможности достойно развиться.

Как развивается взрослый человек? Как он определяет критерии добра и зла? Точно так же, при помощи окружения. Если общество определяет, что это хорошо, то и мы считаем, что это хорошо. И если окружение не признает это хорошим (даже если это будет то же самое), мы также не воспринимаем его хорошим. Одним из доказательств этого утверждения (одним из многих) является отношение пассажиров метро к игре скрипача Джошуа Белла.

Бааль Сулам объясняет, что роль общества по отношению к человеку можно сравнить с соотношением почвы и зерна пшеницы. «Человек, со своими врождёнными качествами, находится в окружающей среде, то есть, в обществе. И он обязательно подвержен его влиянию, как пшеница подвержена влиянию окружающей ее среды». /28/

Зерно содержит в себе свойства растения, земля питает его и определяет, как расти. Так и генетическая основа человека включает в себя все человеческие свойства, и окружение, или точнее шкала общественных ценностей, определяет, как он разовьет свои качества. Например, если человек со способностями к рисованию родился в обществе, где не относятся с уважением к художникам, то, вероятнее всего, и он не захочет быть художником. Человек развивает свои способности в соответствии с понятиями хорошего и плохого, принятыми в его окружении.

Но раз так, то значит, что даже при определении добра и зла нет у человека выбора. Общество, в котором он живет, определяет сущность добра и зла (см. схему 2). Бааль Сулам хорошо описал это в статье «Свобода воли»: «Например, я сижу, одеваюсь, говорю, ем – все это не потому, что я хочу так сидеть, или так одеваться, говорить, или так есть, а потому что другие хотят, чтобы я сидел или одевался, или говорил, или ел таким образом. Все это происходит в соответствии с желаниями и вкусами общества, а не моего свободного желания. Более того, все это я делаю, подчиняясь большинству, вопреки моему желанию. Ведь мне удобнее вести себя просто, ничем не обременяя себя, но все мои движения скованы железными цепями вкусoв и манер других, то есть, обществом».

1. врожденные качества

2. окружение (нормы добра и зла)

3. максимум наслаждения при минимуме затраченных усилий

вход

выход

Схема 2

Новые исследования показывают, что влияние общества на человека намного больше, чем мы предполагаем. В книге «Связанные одной сетью» /29/ профессор Николас Кристакис (Nicholas Christakis) из Гарварда и профессор Джеймс Фаулер (James Fowler) из Калифорнийского университета описывают систему тесной и широкой связи между всеми людьми в мире. Систему, которая обязывает нас, без нашего ведома, руководствоваться, думать и действовать в определенной форме.

Два исследователя изучали поведение человека в социальных сетях и его влияние на здоровье. Они обнаружили, что вероятность того, что человек прибавит в весе, возрастает, если его близкий друг поправился. Ученые утверждают, что решение начать курить, которое принял друг друга его друга, то есть человек, с которым мы даже не знакомы, дает более 10 процентов вероятности того, что мы также начнем курить. Кристакис и Фаулер открыли, что все, в том числе и счастье, распространяется подобно инфекции: когда человек находится среди счастливых людей, он также чувствует себя счастливым.

Продолжая изучать социальные сети, включающие в себя миллионы людей, исследователи пришли к выводу, что человечество, как общественная сеть, ведет себя как единый супер-организм. Если одна из его частей растет и развивается, то она влияет и на весь организм в целом, то есть на всех членов данной социальной сети. Таким образом и наше окружение играет решающую роль в нашем развитии и влияет на принятие нами решений.

Подведем итоги: на первый взгляд кажется, что у человека в нашем мире нет выбора. Мы не выбираем, с какими свойствами нам родиться, не выбираем окружение, в котором растем и развиваемся, не выбираем желание получать, которое управляет нами по расчету: максимум удовольствия при минимуме усилий (см. схему 2). Более того, даже в нашем определении сущности добра и зла, мы не вольны. Окружение делает это за нас.

Проверь себя:

  • В статье «Свобода воли» с чем Бааль Сулам сравнивает влияние окружения на человека? И почему?

Насмешка судьбы

Прежде, чем дать углубленное объяснение тому, где в действительности находится свобода выбора, проясним еще один важный вопрос о свободе выбора в нашем мире – поговорим о судьбе.

С самого начала своего существования человек ощущал, что все события его жизни определены изначально. О судьбе рассуждали философы, мыслители и священнослужители во всех поколениях, многие писали о ней. Были такие, кто утверждал, что судьба каждого человека определена заранее, и у него нет возможности изменить ее. Другие считали, что человек – хозяин своей судьбы, во всяком случае, каких-то определенных ее этапов.

Что говорит об этом наука каббала? По большому счету, просто: «Все предопределено, но свобода дана». /30/ Многие из нас считают, что это известное высказывание раби Акивы выражает противоречие между судьбой, определенной изначально, и свободой выбора. Но это не так. Наука каббала объясняет, что выражение великого каббалиста раби Акивы точно определяет правильное соотношение предопределения и свободы.

Для того, чтобы понять, о чем идет речь, вначале объясним каббалистическое значение выражения «все предопределено», а после этого выясним, что имел в виду раби Акива, говоря «свобода дана».

Согласно науке каббала, к созданию творения, включая и наш мир, привела одна единственная мысль: цель создания - насладить творение. Каждое творение, мысль или случай, который произошел, происходит или произойдет в нашем мире и в высших мирах, - все развивается и нисходит из цели творения, и все направлено на выполнение заложенной программы.

Все этапы развития желания, от замысла творения и до нашего мира, предопределены изначально. Все стадии развития желания в нашем мире на протяжении миллиардов лет известны заранее также, как все этапы подъема снизу вверх и все стадии исправления намерения до окончательного исправления. Нельзя пропустить ни один из них. Из этого понятно, что конечная цель также известна изначально и другой цели нет (см. схему 3).

цель создания

развитие сверху вниз

решимо

развитие

подъем снизу вверх

окончательное исправление

Схема 3

Творцу, в отличие от нас, не нужно время, чтобы выполнить свою программу. Поэтому, как бы странно это не звучало, но как только возник замысел Творца насладить творение, он тут же и осуществился. Каббалисты пишут, что мы уже находимся в состоянии конечного исправления и все, что нам надо сделать, - это раскрыть его для себя. И речь идет не только об окончательном исправлении. Стадии его реализации также уже осуществлены, нам остается лишь раскрыть и осознать их.

Вот объяснение того же явления с другой точки зрения: мы привыкли думать, что наши папа и мама познакомились, поженились, решили родить ребенка, - и вот мы здесь. Наука каббала говорит, что наше состояние в этом мире, как детей своих родителей, уже существует, и необходимость его реализации заставляет наших папу и маму встретиться, жениться и привести нас в мир.

Все состояния развития, от замысла творения до окончательного исправления, известны заранее. Нам только кажется, что мы можем повлиять на что-то. В действительности программа развития известна изначально, и именно она ведет к различным ситуациям, возникающим друг за другом.

Итак, все стадии нашего развития выстроены и раскрываются одна за другой в соответствии с заранее намеченной программой и называются в науке каббала «решимо». Другими словами, решимо являются информативными данными, в которых заложена индивидуальная программа развития каждого из нас. Каждое «решимо» определяет некое положение, которое мы обязаны пройти в процессе своего развития. Каждую минуту в нас пробуждается новое «решимо», которое приводит к новому ощущению. Вся наша жизнь, вся окружающая нас действительность, - это «решимо», они проходят через нас и реализуются в соответствии с замыслом творения.

Подведем итоги. Все проявления действительности известны заранее, как этапы программы, которая должна осуществиться. Фактически, они уже существуют, мы должны лишь раскрыть их. Все, что происходит в нашей жизни и в жизни любого другого человека, мысли и желания, которые пробудились в нас или в любом другом человеке, - все это известно заранее и осуществляется в обязательном порядке, как часть программы реализации решимот. Так, как это сказано раби Акивой: «Все предопределено».

Если так, тогда что означает: «Но свобода дана»? Ответ прост: несмотря на то, что все этапы нашего развития до окончательного исправления изначально известны, неизвестно одно: каким образом мы пройдем эти этапы - медленно и со страданиями или быстро и с радостью. Это право, которое дано нам. В этой точке и находится наша свобода выбора.

Как именно осуществить это развитие и превратить его в увлекательное путешествие? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Проверь себя:

  • В соответствии с наукой каббала, что предопределено заранее, и в чем мы имеем право выбора?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: