Души в мирах

Темы урока:

  • Душа Адам Ришон
  • Грех Древа познания

Душа Адам Ришон

На предыдущем уроке мы изучали, как свет выделяет из себя желание получать в четырех стадиях распространения прямого света. Также мы говорили о том, как в соответствии с четырьмя стадиями произошло нисхождение сверху вниз пяти духовных миров, скрывающих свет от желания получать.

На первый взгляд, картина ясна: Творец скрывает себя через пять духовных миров, чтобы творение в этом мире раскрыло Его в процессе подъема в эти миры. Однако абсолютно необходимо, чтобы в этом мире напротив творения, которое стремится к духовному, находилось творение в духовной реальности. Также, как против любой материальной ветви в нашем мире, через которую проявляется желание к духовному, должен стоять духовный корень. Но этот корень пока не раскрывается при выходе четырех стадий распространения прямого света и образовании пяти духовных миров. Об образовании духовного корня, который называется «душа Адам Ришон» (ивр., Адам Ришон - Первый Человек), мы и будем говорить на этом уроке.

Создание кли (сосуда) в процессе четырех стадий распространения прямого света еще не означает создания творения, способного к исправлению. На четырех стадиях распространения прямого света формируется только желание получать, которое является материалом для создания такого творения. Из него еще не образовалось само творение. Также как еще нет творения и при нисхождении миров сверху вниз. Развитие пяти духовных миров создает среду, подходящую для создания творения, которое сможет исправить себя через осознание своего «я» и взаимосвязи с другими, со всеми частями Мироздания и его Творцом. Именно в этом состоит назначение и необходимость в изучении науки каббала.

Пять духовных миров - это лишь неодушевленная среда, внутри которой существует возможность создать творение.

Итак, в процессе нисхождения духовных миров создано творение. Понятно, что говорится не о человеке в нашем мире, а о духовной категории – особой части желания получать, цель которой прийти к подобию свойств с Творцом. Она создана в мире Ацилут и называется «душа Адам Ришон» (см.схему 8).

На этом этапе учебы, когда наши познания в науке каббала еще недостаточны, мы не сможем понять, что является внутренней сущностью «Адам Ришон», из какой части желания он создан и при каких условиях. Пока мы удовлетворимся следующим определением: «душа Адам Ришон» - это особая часть желания получать, в которой все части желания связаны друг с другом узами отдачи и любви и работают вместе, как одно целое.

Части души Адам Ришон,

объединенные отдачей

Душа Адам Ришон

Адам Кадмон

Ацилут

Брия

Ецира

Асия

Этот (наш) мир

Схема 8

Проще говоря, душа Адам Ришон - это желание, которое работает на отдачу. Это желание, все части которого соединены между собой в намерении ради отдачи и которые действуют, как части, объединенные в одну систему. В этой единой системе, в объединении между всеми частями раскрывается единый свет – Творец.

Самым удачным примером действия подобной системы в нашем мире является организм человека. Он также, как душа Адам Ришон, состоит из множества составных частей, клеток, органов, которые соединены все вместе и работают на благо всего тела. Это единение всех частей человеческого организма являет собой абсолютное совершенство, которого нет в каждой отдельной его части.

Душа Адам Ришон фактически и является нашим исправленным состоянием, в котором связями отдачи и любви все люди соединены вместе, как части единого тела. Возникает вопрос: если желание уже находится в исправленном состоянии в душе Адам Ришон, почему человек должен находиться в нашем мире и исправлять желание с помощью изучения каббалы? Для чего нам навязано наше испорченное состояние, если мы уже находимся в исправленном состоянии?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся немного назад, к бхина алеф - первой из четырех стадий распространения прямого света. В ней раскрылись условия, подобные тем, которые раскрываются в душе Адам Ришон. Чем лучше мы поймем состояние на стадии алеф, тем быстрее сможем усвоить, почему с формированием души Адам Ришон не закончился процесс исправления желания.

На стадии алеф создано желание получать. Стадия 0 (ивр., шореш – корень) выделяет из себя стадию 1 (алеф), как желание получать, чтобы была возможность реализовать желание отдачи. Она наполняет светом желание получать и таким образом реализует свое желание отдачи. Как и душа Адам Ришон, стадия алеф имеет, казалось бы, все условия для осуществления замысла творения: есть Творец, который желает дарить добро, и есть творение, которое это добро принимает. Чего же еще недостает?

Ответ простой: отсутствует самостоятельность. Желание получать на стадии алеф создано в особом состоянии, внутри оно изначально наполнено светом. Недостаток и наполнение раскрываются вместе, и, как результат, наполнение аннулирует ощущение недостатка. В нашем мире это можно сравнить с состоянием сытости, когда еда (наполнение) гасит чувство голода (недостаток). Другими словами, на стадии алеф отсутствует ощущение недостатка, в желании получать нет желания получать – оно полностью удовлетворено. Свет отменяет кли, и поэтому желание получать не ощущает себя. Оно не осознает самого себя и, конечно же, не осознает Творца вне себя. В таком состоянии невозможно осуществление замысла творения, потому что до сих пор нет осознанного желания получить свет. А это желание, как мы учили, является основным воплощением замысла творения.

Благо, которое Творец хочет дать творению, - это поднять его на свой уровень, на уровень наивысшего состояния: стать как Он, чувствовать как Он, знать, хотеть и мочь как Он. На Его уровне творение сможет познать общую программу творения во всех ее подробностях и суть самого замысла творения.

Желание получать на стадии алеф находится в состоянии, абсолютно противоположном этому, в нем еще нет ощущения себя. Наслаждение, наполняющее его, одновременно, аннулирует само желание, и оно не ощущает своего существования. Это состояние не является подобием Творцу, и поэтому процесс развития желания продолжается.

Состояние, подобное стадии алеф, раскрывается в душе Адам Ришон. Душа Адам Ришон создана внутри желания отдавать, когда она наполнена светом. Она никогда не знала состояния, противоположного отдаче, и поэтому не в состоянии чувствовать, что такое на самом деле отдавать. В определенном смысле, и она, как стадия алеф, не осознает своего положения.

Цель создания, как сказано, поднять творение на уровень Творца, то есть не только быть в статусе отдающего, но и постичь первоначальный замысел и суметь реализовать его самостоятельно. Чтобы творение могло достичь этого высокого уровня, душа Адам Ришон разбилась на части в действии, которое называется грехопадение Адама. И когда мы уже осознанно соединяем все разбитые части вместе, мы не только возвращаемся в исправленное состояние связи, в котором мы уже были, но и приобретаем разум, способный управлять ситуацией и реализовать сам замысел творения, как того и желает Творец.

О разбиении и его последствиях поговорим подробнее в следующей части урока.

Проверь себя:

· Что такое душа Адам Ришон?

Шестьсот тысяч душ

Человек – это единственное в мире творение, которое не находится в свойстве отдачи. Все уровни: неживой, растительный и животный, - абсолютно все подчиняются единому закону природы, который управляет творением. В полной гармонии, как одно тело, всегда для пользы всего тела – так действуют все, кроме человека. Человек – единственное создание в мире, которое действует в противоречии с законами природы. Поэтому он и страдает.

Странно. Почему именно люди? Какой смысл создать такое развитое творение как человек и выбросить его в наш мир только для того, чтобы раз за разом поднимать его вместе с его разбитой машиной на скоростную трассу. И снова он будет ехать против движения, ибо нет у него выбора. Кто получает удовольствие от всего этого?!

Точно, что не я. Смею предположить, что и не вы. Но если на мгновение остановиться и попытаться понять логику, которая стоит за этим театром абсурда, то выходит, что невозможно устроить иначе. Только из этой противоположности может раскрыться все добро, уготовленное нам замыслом творения.

Неживой, растительный и животный уровни в нашем мире, хоть и находятся в свойстве отдачи и в полной гармонии, не осознают этого. Творец управляет ими, как марионетками, в соответствии с законами творения, и они не спрашивают, для чего. Силы, с помощью которых Творец управляет творением, в каббале называются ангелами. Неживому, растительному и животному уровням присуще отсутствие самостоятельности.

«Человек создан для того, чтобы поднять небеса», - сказал рабби Менахем Мендель из Коцка. Как и другие высказывания каббалистов, слова рабби из Коцка глубоки, как море, и чтобы до конца понять их, мы должны достичь его уровня. Тем не менее, мы не ошибемся, если из его слов предположим, что не для того мы созданы, чтобы быть куклами на ниточках.

Человек - это единственное творение, по своей природе обратное свойству отдачи, потому что именно из этой противоположности и можно подняться на самый высокий уровень творения. Если мы научимся подниматься из состояния получения и разобщенности в состояние отдачи и объединения, то достигнем не только гармонии со всем творением, но на пути к исправленному состоянию приобретем также разум, способный самостоятельно управлять творением.

Цель создания – насладить творение. И благо, предназначенное нам, - это подняться на уровень Творца, узнать программу творения во всех подробностях и выполнить ее. Чтобы достичь этого, мы должны впитать в себя все проявления противоречий между абсолютным получением и абсолютной отдачей. Только посредством постижения частностей можно достичь целого. Для этого человек должен родиться в нашем мире c желанием получать и именно из этого обратного состояния подняться от разобщенности к объединению, от получения к отдаче.

Для того, чтобы это стало возможным, в мире Ацилут душа Адам Ришон была создана в исправленном состоянии, а потом разбилась. Каждый из нас является результатом разбиения души Адам Ришон. В каждом из нас есть божья искра, маленькая частичка той разбитой души. Наша совместная задача - снова соединить все эти «искры» в одну душу также, как мы были объединены в душе Адам Ришон.

При разбиении души Адам Ришон разорвалась связь отдачи и любви, которая соединяла все части творения. В результате этого и в нашем мире связь между нами разрушена. Мы живем в состоянии разобщенности. Из этой реальности через изучение науки каббала мы должны достичь объединения, в котором когда-то уже были. Только на этот раз мы должны достичь объединения осознанно, руководствуясь своим собственным желанием.

Чтобы глубже понять работу, которую нам предстоит проделать при подъеме из нашего мира в духовный, немного расширим свое знание о духовном процессе, который называется «разбиение души Адам Ришон». Начнем с важного разъяснения: Адам Ришон (с ивр., Первый человек), который был создан в мире Ацилут, - это не тот человек, который жил в нашем мире 5772 года назад (дата действительна на время издания книги - 2012 год) и первым раскрыл духовное. Речь идет о двух абсолютно разных категориях. Душа Адам Ришон в мире Ацилут - это духовная категория, которая не имеет никакой материальной формы. А первый человек в нашем мире был человеком из плоти и крови.

Адам Ришон, созданный в мире Ацилут, это и есть тот первый человек, о котором говорится в начале книги Бытия (Берейшит). Каждый рассказ Торы, как и все другие святые писания, фактически являются описаниями духовных категорий. Грех Древа познания, о котором говорится в Торе, и изгнание из Райского сада описывают на самом деле духовный процесс, который называется «разбиение Адам Ришон».

Как сказано, при разбиении души Адам Ришон разорвалась связь отдачи и любви, которая соединяла между собой все части. В результате, пишут каббалисты, душа Адам Ришон разбилась на шестьсот тысяч частей, которые упали из мира Ацилут в миры Брия, Ецира и Асия (см. схему 9). Каждая часть разбитой души в духовных мирах также разделяется на несколько еще более мелких осколков, которые упали в наш мир. Эти искорки души и являются точками в сердце, которые пробуждаются в каждом из нас.

В каждом есть частица желания души Адам Ришон, она стремится к соединению, к связи с Творцом, к духовности. Эти желания мы должны снова объединить в одно желание таким же образом, как это было до разбиения. И поднимаясь снизу вверх, мы соединимся внутри желания, свободного и осознанного, и достигнем полной связи с Творцом.

Адам Кадмон разбиение (Грех Древа познания)

Ацилут единство

Брия разобщение

Ецира

Асия

Этот (наш) мир

Единая душа Адам Ришон

600 000 частных душ

точки в седце

Схема 9

Так сказал РАБАШ:

«В каждом есть какая-то искра любви к ближнему, но эта искра сама не может зажечь пламя любви..., поэтому эти люди согласились объединиться, чтобы искры слились в одно большое пламя..., и когда есть у него большая сила, тогда есть в нем сила реализовать любовь к ближнему, и тогда, он может достичь любви Творца». /36/

Проверь себя:

· Почему разбилась душа Адам Ришон?

Сверху вниз и обратно

Этот раздел учебы мы заканчиваем, как и было заявлено, соединением всех «частей мозаики» в одну полную и понятную картину. Одну за другой мы раскладываем по своим местам все составные части реальности, внутри которой осуществляем подъем снизу вверх. И обращаем особое внимание на важность окружения и вопрос свободы выбора.

В статье «Наука каббала и ее суть» Бааль Сулам пишет:

«Каббала представляет собой науку объясняющую причинно-следственную связь порядка нисхождения корней, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую “раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире”».

Таким образом, наука каббала - это наука об этапах развития творения от начала и до конца. Она учит нас, что такое замысел творения, каков путь его реализации и в чем заключается наша роль.

Каббалисты - это люди, которые исправили свое намерение с получения на отдачу и в результате этого достигли ощущения духовной реальности. Из своих постижений они пишут нам, что «насладить творение» - это замысел, лежащий в основе создания. Они пишут также, что наслаждение это проявляется в состоянии, которое называется «слияние», когда творение уподобляет свою форму форме Творца и они становятся одним целым. Благо, гарантированное нам замыслом творения, - подняться на уровень Творца, стать таким как Он.

Достигнуть цели творения можно только при условии, что творение имеет собственное осознанное желание реализовать ее. Кажется, все просто. Но такое желание возникает только в состоянии, когда творение, казалось бы, свободно от власти Творца. Поэтому, чтобы его осуществить, Творец отдаляет творение от себя путем создания системы скрытий - пяти миров: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира и Асия, до реальности этого мира, в котором творение не чувствует присутствия Творца.

В процессе отдаления от Творца творение постепенно осознает свою природу, как обратную Творцу. Осознание этой противоположности и отдаляет его от Творца. В каждом мире, который нисходит сверху вниз, желание получать становится все грубее и грубее, так что в этом мире оно раскрывается в наиболее грубой форме, более всего удаленной от свойства отдачи. Только из этой противоположности творение способно развить собственное желание к слиянию с Творцом.

Власть желания получать и ощущение разрозненности в нашем мире являются материальным следствием духовного процесса, называемого «разбиение души Адам Ришон». Душа Адам Ришон - это духовный корень творения в нашем мире. Созданная в мире Ацилут, как желание всех частей работать на отдачу, она разбилась. Отдача и любовь, соединявшие все части, разрушились. В результате разбиения душа разделилась на шестьсот тысяч (ивр., шишим рибо) душ, которые упали в миры Брия, Ецира и Асия.

Из каждой части души, разбитой в мирах Брия, Ецира и Асия, упали искры в наш мир. Эти искры - точки в сердце, желание связи с Творцом, присущее каждому человеку в нашем мире. Десятки тысяч лет точки в сердце пробуждались у немногих людей - это были каббалисты предыдущих поколений. Сейчас, когда желание получать завершает свое развитие в этом мире, точка в сердце начинает пробуждаться во многих людях, она-то и приводит их к изучению науки каббала.

Все развитие творения, от замысла творения до пробуждения точки в сердце, происходит механически, в соответствии с программой, написанной изначально и без участия человека. На протяжении всего этого сложного процесса Творец выстраивает условия для духовного развития человека. Он делает это, не спрашивая согласия человека. И как только пробуждается в нем точка в сердце, она приводит его в то место, где изучают мудрость каббалы. И с этого момента окончательно меняются правила игры. Отсюда и дальше без желания самого человека Творец не продвигает его ни на один шаг вперед. Впервые перед ним открывается возможность свободного выбора (см.схему 10).

Схема 10

До пробуждения точки в сердце нет свободы выбора. До тех пор, пока в нас не пробудилось желание к духовному, нами управляет одно только желание получать, главный принцип которого - получить максимальное наслаждение путем минимальных усилий и всегда с учетом собственной выгоды.

Этот холодный расчет желание производит самостоятельно и автоматически, без учета нашего согласия, в соответствии с двумя факторами, влияющими на нашу жизнь:

1. врожденные склонности;

2. этические нормы, установленные в обществе.

В тот момент, когда в человеке пробуждается точка в сердце, составные части уравнения меняются местами. Обыденные ценности человеческого существования перестают быть самоцелью и уже не увлекают человека. В нем возникает опустошенность, его уже не манят цели, которые общество возводит в ранг достойных. Новое желание – стремление к духовному, родившееся в нем, невозможно реализовать в рамках нашего мира, а наслаждения этого мира больше не удовлетворяют.

Эта пустота выполняет важную функцию. Именно она позволяет человеку заново определить меру добра и зла, но на этот раз с учетом свободного выбора.

С этого момента и далее человек волен выбирать между духовным и материальным, а именно: примкнуть к окружению, где возвышают ценность внутреннего и духовного, либо остаться в окружении, где главным является внешнее и материальное.

Наша свобода выбора - это выбор окружения, подходящего для духовного развития. И наша работа в этом окружении состоит в том, чтобы соединиться с остальными точками в сердце и объединить воедино общее стремление к духовному.

Соединение всех точек в сердце в один сосуд (ивр., кли) производится светом, возвращающим к источнику (см. схему 10). Человек не может самостоятельно подняться над своими расчетами ради собственной выгоды и присоединиться к желанию другого так, как если бы это было его собственным желанием. Только свет, который создал это кли, может его исправить. Как сказали мудрецы: «Я создал злое начало и создал Тору для его исправления»./37/

Свет, возвращающий к источнику, влияет на нас, когда мы читаем каббалистические книги, описывающие наше исправленное состояние в душе Адам Ришон. Однако свет влияет на нас только при условии, что мы требуем правильного исправления: объединения между нами ради раскрытия Творца в общем кли.

Соединив все точки вместе, мы поднимаемся на 125 духовных ступеней (см. схему 10). На каждой ступени мы исправляем дополнительную порцию желания с намерения получать на отдачу и соединяемся еще крепче. Так продолжается до тех пор, пока мы не восстановим разбитую связь в душе Адам Ришон.

Внутри обновленной связи мы раскрываем Творца, свойство отдачи, единый свет, освещающий единый сосуд.

Проверь себя:

· Опиши три главных условия реализации замысла творения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: