Внебюджетные фонды РФ

1 Понятие внебюджетных фондов, их состав и классификация.

Внебюджетные фонды государства являются важным звеном его финансовой системы и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов. С развитием деятельности государственной власти ей были необходимы все большие средства для осуществления своих расходов, которые концентрировались в особых фондах, предназначенных для этих целей. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. Специальные фонды появились задалго до возникновения единого государственного бюджета. Эти фонды носили, как правило, временный характер. Они заканчивали свое существование после выполнения государством своих социальных программ, финансирования военных расходов, научных исследований, внешнеэкономической деятельности, регулирования экономического развития страны. Количество подобных фондов постоянно менялось, одни возникали, другие аннулировались. С годами увеличивалось количество и объем финансирования таких фондов. Это происходило по мере появления и расширения предпринимательской деятельности государства. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается роль и значение внебюджетных фондов, увеличивается их количество и объем концентрируемых в них денежных средств. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначен для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает необходимость случаев консолидирования их в государственном бюджете. Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки населения и др. Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

1. По решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;

2. Для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.).

По целевому назначению и использованию эти фонды можно разделить на экономические и социальные. В настоящее время общее число федеральных внебюджетных фондов составляет около 40, из них - экономические: Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, Фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды, Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд инвестирования жилищного строительства и др.

К социальным фондам, посредством которых государство реализует основные направления социальной политики, относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования.

Поскольку внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы, порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Необходимость внебюджетных фондов обусловлена рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляется инструмент вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики (экономические фонды). Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначены для решения социальных вопросов, которые требуют особого внимания со стороны государства (социальные фонды).

Создание социальных внебюджетных фондов, как правило, связано с выполнением государством своих функций по реализации социальной политики в условиях экономической нестабильности и дефицита финансовых ресурсов и прежде всего государственного бюджета. Организационное отделение государственных социальных внебюджетных фондов от бюджета страны дает им определенную самостоятельность. Роль внебюджетных фондов имеет большое политическое, социальное и экономическое значение в период реформирования экономики России и построения государства с развитой рыночной экономикой. Используя опыт других стран, Россия осуществляет бюджетную политику, отличную от политики построения государственного бюджета СССР. Формирование государственных социальных внебюджетных фондов должно способствовать “разгрузке” государственного бюджета и уменьшению бюджетных дефицитов. Тем не менее, о полной автономности государственных социальных внебюджетных фондов говорить нельзя, поскольку сохраняется движение денежных средств между ними и государственным бюджетом.

С 1 января 2010 года отменяется единый социальный налог. Вместо него компании, в том числе применяющие спецрежимы, будут платить страховые взносы во внебюджетные фонды. Они рассчитываются по тому же принципу, что и ЕСН. 3 декабря 2011 года принят Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды», который снижает ставки страховых взносов с 2012 года в Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования и ФФОМС.

Указанная тема вызвала бурное обсуждение как в СМИ так и у плательщиков страховых взносов в внебюджетные фонды, разберем основные вопросы снижения ставок страховых взносов с 2012 года более подробно.

Тариф страховых взносов на 2012-2013 года составляет:

ПФР — 22%

ФСС — 2,9%

ФОМС — 5,1%

Таким образом тариф страховых взносов в внебюджетные фонды на 2012-2013 года составит 30 процентов. При этом также установлено, что с сумм превышающую предельную величину базы для начисления страховых взносов (512 000 тысяч рублей) 10% необходимо уплатить в Пенсионный фонд.

2 Характеристика внебюджетных фондов социального назначения.

Фонд социального страхования РФ создан Указом Президента РФ от 26 июля 1992г. № 722 в целях обеспечения социальных гарантий в системе социального страхования и контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Он является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских отделений профсоюзов.

В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые и экономические вопросы этого Фонда, является Положение о фонде социального страхования. ФСС осуществляет свою деятельность свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями является федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Основными задачами ФСС являются:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, социального пособия на погребение, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок, финансирование мероприятий по социальному страхованию осуществляется непосредственно работодателем.

Кроме выше указанных источников, средства Фонда образуются за счет: единого налога при упрощенной системе налогообложения, доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады (помещение этих средств ФСС в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период); добровольных взносов граждан и юридических лиц, а также поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы и радиационных аварий на др. атомных объектах гражданского или военного назначения; прочих поступлений.

Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991г.№ 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования осуществляется через Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. С начала 1993 года фонды функционируют в режиме формирования и расходования средств в соответствии с Постановлением Верхового Совета РФ 24.03.93 №453-1 и Положением о территориальных фондах обязательного медицинского страхования (Постановление Верховного Совета 24.02.93. №4543-1).

Основными функциями Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

- обеспечение реализации Закона РФ “Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ”;

- участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;

- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Как юридическое лицо, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выполняет следующие задачи:

- осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фондов по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования, организует разработки нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании»;

- совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями принимает участие в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;

- осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;

- участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств;

- аккумулирует финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования и осуществляет финансово-кредитную деятельность для реализации задач в соответствии с Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

В отличие от Федерального фонда, функции территориального фонда обязательного медицинского страхования сводятся к следующему:

- аккумулированию финансовых средств территориальных фондов;

- осуществлению финансово-кредитной деятельности по обеспечению стабильной работы системы обязательного медицинского страхования;

- осуществлению мобилизации финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Переход к мобилизации финансовых ресурсов для здравоохранения путем введения обязательных начислений от оплаты труда по всем основаниям был продиктован стремлением получить устойчивую, связанную непосредственно с производством, базу ресурсов. Одновременно это признание непосредственного участия фондов обязательного медицинского страхования в формировании фонда жизненных средств.

Обязательное медицинское страхование - один из видов государственного социального страхования, основанный на принципах общественной солидарности, когда богатый платит за бедного, здоровый за больного. Систему обязательного медицинского страхования целесообразно рассматривать в двух аспектах: первый связан с мобилизацией средств; второй - с их последующим использованием.

ПФ РФ – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в РФ. К функциям пенсионного фонда относятся:

Аккумулирование налоговых платежей в рамках действующего законодательства;

Финансирование расходов, предусмотренных действующим законом о Фонде;

Капитализация средств ПФ, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

Контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей, правильным и рациональным использованием средств ПФ;

Организация и ведение индивидуального – персонифицированного учета застрахованных лиц;

Участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Доходы бюджета ПФ РФ формируются за счет следующих источников (включая рассмотренные в 1 вопросе):

доходы, полученные от возмещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовых пенсий.

средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

добровольных взносов юридических и физических лиц;

доходов от капитализации средств ПФ;

других поступлений.

Расходы бюджета ПФ обеспечивают:

выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным – гражданам;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;

финансирование других статей в соответствии с законом.

3 Внебюджетные фонды экономического назначения.

В соответствии с ФЗ от 23 августа 1996г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» Правительство РФ приняло постановление от 13 октября 1999г. № 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок», согласно которому федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды:

Министерство образования и науки РФ – российский фонд технологического развития;

Федеральные министерства и ведомства – фонд финансирования научных исследований и экспериментальных разработок;

Коммерческие организации – фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.

Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций формируются за счет добровольных отчислений организаций. Суммы отчислений средств в размере до 1,5% себестоимости производимой продукции включаются организациями в себестоимость продукции. Федеральные органы и коммерческие организации в соответствии с договором с Министерством образования и науки РФ ежеквартально перечисляют в российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды. Средства этих внебюджетных фондов направляются на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе в области создания новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, повышения технического уровня продукции, стандартизации и сертификации продукции, охраны труда и техники безопасности. Организации, в которых созданы внебюджетные фонды, представляют отчетность о движении средств внебюджетных фондов в Минфин РФ, Федеральную службу государственной статистики и Министерство образования и науки РФ. Контроль за целевым использованием средств осуществляют Министерство образования и науки РФ и Минфин РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: