Воспитательная система школы. Авторские воспитательные системы

Понятие «воспитательная система» отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне всего образовательного учреждения и не может характеризовать процесс воспитания, происходящий на уровне структурного подразделения учебного заведения — в классе, кружке, клубе, секции. В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Понятие воспитательной системы – это взаимодействия между определенными действиями педагога и определенными изменениями в личности ученика. Он позволяет во много раз эффективнее использовать имеющийся педагогический потенциал, преодолеть отчуждение детей от школы, устранить излишнюю напряженность взаимодействия учителя и учащихся.
Воспитательная система школы:

1)это школа как целостный социальный организм, упорядоченный относительно своей важнейшей функции воспитания

2)это целостный социальный организм, упорядоченный относительно противоречивого единства педагогических и непедагогических целей (то есть целей самих детей). Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена как воспитательная система класса.
Класс принято рассматривать лишь как компонент (элемент) воспитательной системы школы. Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, т.е. является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса — это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.


Выделили 5 компонентов воспитательной системы класса:
Первый компонент — это индивидно-групповой, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Он состоит из нескольких элементов, таких как: классный руководитель (воспитатель), учащиеся класса, родители учащихся, педагоги и другие взрослые, которые участвуют в восп-ом процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Именно члены классного сообщества — учащиеся, педагоги, родители, обладая субъектными полномочиями, решают: какую воспитательную систему создавать. Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель (воспитатель). Классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем классе. Его заинтересованность подкреплена наличием у него необходимых полномочий. Самой значительной и важной составной частью индивидно-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они — полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой — объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, культивируемых в классном коллективе отношений и общения.

Второй компонент — это ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов: цели и задачи воспитания, принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. Воспитания без цели не бывает, так как существенными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.
В теории и практике воспитания различают три основных вида цели:

* идеальная цель — это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог; *результатная цель — это прогнозируемый результат, часто выражаемый в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за n-промежуток времени; *процессуальная цель — это проектируемое состояние воспитательного процесса, наиболее оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника (учащегося).

При разработке результатной цели необходимо учесть следующее: цель и задачи *воспитательной системы должны быть направлены на развитие личности ребенка, на формирование интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;
*содержание цели и задач должно предусматривать овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе и окружающей социальной и природной действительности;
*целевые установки должны быть сопряжены с интересами и устремлениями членов классного сообщества, обеспечены кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами для их реализации;
цель и задачи должны быть четко и ясно сформулированными и диагностичными.
Процессуальные цели неразрывно связаны с результатными, так как они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение воспитанниками желаемого образа выпускника.
Третий компонентфункционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как: системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения, основные функции воспитательной системы, педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей, основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного сообщества. В последние годы наряду с деятельностью в воспитании стали чаще использовать формы и методы общения. Классные руководители стали больше уделять внимания деловому и межличностному общению членов классного коллектива, развитию коммуникативной культуры школьников.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. По мнению Н.Л.Селивановой, класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции: образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира, воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника, защитную, связанную, прежде всего, с психологической защитой ребенка от негативных асоциальных влияний среды, компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развитие творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение, интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его. Специфика функций и своеобразие позиции классного руководителя во многом обусловлены особенностями класса и его воспитательной системы.

Различные типы воспитательных систем формируют ведущие роли классного руководителя, такие как: «контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно-воспитательный процесс; «проводник по Стране знаний», создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться; «нравственный наставник», способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так между учащимися и другими педагогами, работающими в классе; «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс; «социальный педагог», который способствует решению различных социальных проблем учащихся; «старший товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть заботы об учащихся; «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации.
Четвертый компонент — это пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как эмоционально-психологическая, духовно нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы становления и развития воспитательной системы. Каждая воспитательная система имеет среду — свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учащимися и классным руководителем данного класса. Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения. Ими могут быть родители, бабушки, дедушки, руководители кружков, клубов, секций, народные умельцы, ветераны войны и труда.

Формирование внутренней и внешней среды функционирования и развития классного коллектива и его членов неразрывно связано с определением и осознанием места и роли класса в воспитательном пространстве всего образовательного учреждения.
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:

1этап — этап проектирования системы;

2этап — этап становления системы;

3этап — этап стабильного функционирования системы;

4 этап — этап завершения функционирования или коренного обновления системы.

На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива.

На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, выращиванию традиций классного коллектива.

На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.

Четвертый этап, две тенденции: первая — постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить «добрый след»); вторая — поиск новых идей, форм и способов обновления жизнедеятельности в классе.
Пятый компонентдиагностико-аналитический, включающий в себя следующие элементы:
*критерии эффективности воспитательной системы;

*методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;

*формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системы объясняется тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формировании классного коллектива, ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса. Порой ему сложно определить критерии результативности воспитательной работы, найти и корректно использовать методики изучения, правильно обработать, интерпретировать и оценить полученные результаты. Классный руководитель нуждается в помощи ученых и методистов.

Эффективность функционирования классной воспитательной системы (критерии): воспитанность учащихся;

защищенность и комфортность ребенка в классе;

удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

сформированное классного коллектива;

репутация класса;

проявление индивидуальности ("лица") классной общности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: