Вопрос 23. Проблема развития педагогических способностей

Новые социальные запросы на современном этапе развития общества не снижают актуальности проблемы развития педагогических способностей, а напротив, обостряют ее, наполняют новым качественным содержанием.

В психолого-педагогической литературе способности рассматриваются как обобщенной совокупности таких индивидуально-психологических особенностей, от которых зависит успешность выполнения той или иной продуктивной деятельности и приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Так, в исследованиях Л.С. Выготского, С.В. Кондратьевой, А.И. Щербакова и др. подчеркиваются особенности, черты, проявления личности, а также способности, отвечающие требованиям педагогической профессии, обеспечивающие успешное овладение полноценной педагогической деятельностью, то есть «приобретающие профессионально педагогическую значимость».

Как отмечал С.Л.Рубинштейн, процесс развития способностей человека есть процесс развития человека. По мнению психолога, освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития - развития умственных способностей. Эта мысль С.Л.Рубинштейна особенно важна для учебной деятельности.

Следовательно, способности это возможности, предпосылки по отношению к знаниям, умениям и навыкам, а компетентность - степень их реализации, проявляющаяся в той или иной деятельности.

В структуре профессионально значимых качеств личности учителя В.А. Крутецкий и Е.Г. Балбасова выделяют четыре блока:

1) нравственный и моральный облик;

2) педагогическая направленность;

3) педагогические способности - общие и специальные;

4) педагогические умения и навыки.

Наиболее важным среди них, на наш взгляд, являются педагогические способности, а точнее их развитие в период профессиональной подготовки будущих учителей в вузе. Именно поэтому особое внимание учеными уделяется исследованию общих педагогических способностей – необходимых всем учителям, независимо от преподаваемого предмета, и специальных, с учетом специфики предмета преподавания.

Большинство моделей педагогических способностей подразделяются на четыре подгруппы: 1) системные модели; 2) структурные модели; 3) псевдопрогнозирующие; 4) прогностические модели.

К первой подгруппе относятся системные модели педагогических способносте. Автором выявлены свойства индивидуальности, структура которых и составляет собственно структуру главных компонентов педагогических способностей: способность делать учебный материал доступным для учащихся; понимание учителем ученика; творчество в работе; педагогическое волевое влияние на детей; способность организовывать детский коллектив; интерес к детям; содержательность и яркость речи; ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связывать учебный предмет с жизнью; наблюдательность (по отношению к детям); педагогическая требовательность и т.п.

Ко второй подгруппе относятся так называемые структурные модели педагогических способностей, влияющих на эффективность преподавания. Так, В.А. Сластенин, определяя педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности, выделил четыре подуровня личностной организации учителя, включающих: перечень свойств и характеристик личности учителя; перечень требований к психолого-педагогической подготовке; объем и содержание академической подготовки; объем и содержание методической подготовки по конкретной специализации.

К третьей подгруппе относятся так называемые псевдопрогнозирующие модели педагогических способностей.

К четвертой подгруппе относятся так называемые прогностические модели педагогических способностей. Фактор «ведения уроков, стимулирующих творческие возможности учащихся; фактор доброжелательного отношения к ученикам, администрации и другому персоналу школы; фактор принятия демократического типа преподавания; фактор эмоциональной стабильности.

Таким образом, для успешной реализации профессиональных функций необходимо создание в учебно-воспитательном процессе вуза таких условий, которые способствовали бы развитию у будущих учителей целого комплекса способностей, связанных как с усвоением и применением соответствующих знаний, умений и навыков, так и с организацией и осуществлением взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: