Налог на добавленную стоимость (НДС), общая характеристика
Налог на добавленную стоимость установлен главой 21 НК РФ. Это федеральный, косвенный налог общего назначения с пропорциональными процентными ставками. Взимается с юридических лиц.
Налог на добавленную стоимость устанавливается в процентах от облагаемого оборота и является формой изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товара, до перехода его к конечному потребителю.
Это один из самых распространенных косвенных налогов на товары и услуги. Впервые был теоретически обоснован и начал внедряться в практику налогообложения в середине 50-х годов XX в. во Франции. Во второй половине 60-х годов НДС начал широко использоваться в других странах. В настоящее время он играет важную роль в налоговых системах в более чем 40 стран мира. Особенно широкое распространение этот налог получил в Европе.
Начиная с 1992 г. НДС используется в российской налоговой системе. Со времени его введения и до сегодняшних дней НДС претерпел существенные изменения как по доле в доходах бюджета, так и по ставкам, кругу плательщиков, механизму изъятия и системе льгот. Начиная с 2003 г. налог на добавленную стоимость полностью зачисляется в федеральный бюджет.
|
|
(2)
Плательщики и объект обложения НДС
В связи с тем, что НДС может взиматься в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа, выделяют два вида налогоплательщиков:
1. Плательщики внутреннего НДС:
2. Плательщики НДС на таможне.
Всех субъектов права (юридических и физических лиц) в зависимости от наличия обязанности по уплате внутреннего НДС можно поделить на 4 группы:
1) налогоплательщики НДС:
российские и иностранные организации
индивидуальные предприниматели
2) лица, уплачивающие НДС:
а) налогоплательщики НДС, осуществляющие операции освобождаемые от налогообложения;
б) лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика;
в) лица, применяющие специальные налоговые режимы.
При этом, для того чтобы перечисленные лица стали плательщиками НДС, они должны выписать своим покупателям товаров (работ, услуг) счет-фактуру с НДС. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, будет определяться как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
3) субъекты, освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика;
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 миллиона рублей (нельзя, если реализовывали подакцизную продукцию; право на 1 год, если в течении этого срока выручка превысит 2млн.р., то обязаны начать уплачивать НДС).
|
|
4) не налогоплательщики НДС:
1) физические лица, не являющиеся предпринимателями;
2) организации и индивидуальные предприниматели находящиеся на одном из специальных режимов налогообложения.
Объекты налогообложения:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе передача имущественных прав.
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
(3)