Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима.
Демократический режим, или демократия, - это политический режим, при котором народ является источником власти; «это правление народа, избранное народом и для народа» (А.Линкольн).
Демократия характеризуется следующими основными признаками:
1. Юридическое признание народа источником власти, сувереном в государстве. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, именно он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем референдума.
2. Равноправие граждан. Демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан.
3. Принятие решений с учетом мнения большинства и подчинение меньшинства при их осуществлении.
4. Периодическая выборность ключевых органов государства.
5. Возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса.
|
|
6. Право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.
Любые демократические государства базируются на этих фундаментальных признаках. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма, демократии дополняют их принципами прав человека, приоритета последних над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, уважения права меньшинства на свое мнение и отстаивание его, верховенства закона и т.д.
Названные общие признаки демократии позволяют классифицировать многочисленные теории демократии и практические демократические модели. К современным теориям демократии следует отнести демократию классического либерализма, коллективистскую демократию, а также плюралистическую.
Концепция демократии классического либерализма основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление.
Этой модели демократии присущи следующие характерные черты:
1. Равенство всех граждан в осуществлении их неотъемлемых, естественных прав.
2. Индивидуальность, признание личности первичным и главным источником власти.
3. Личность имеет право отстаивать свою позицию по отношению к другим членам общества, на законном основании опротестовывать решения органов государственной власти.
4. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, а также ограничение сферы деятельности самого государства, недопущение его вмешательства в личную жизнь граждан и экономическую сферу жизнедеятельности общества.
|
|
5. Парламентаризм, преобладание представительных форм демократического влияния, в которых реализуется принцип передачи гражданами в результате выборов функции управления государством лицам, способным защитить права и свободы своих избирателей.
6. Ограничение власти большинства над меньшинством, которое имеет право иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона.
Концепция либеральной демократии подвергается критике прежде всего за чрезмерный ценностный индивидуализм, нацеленность человека на решение своих личных проблем, что может привести к ограниченности политического участия личности, к ее уходу от общественной, политической жизни, политической апатии, отчуждению граждан от власти.
Кроме того, невмешательство государства в экономическую и финансовую сферу ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов. Наконец, сам процесс выбора представительных органов власти может носить случайный, формальный и некомпетентный характер, определяемый настроениями, эмоциями избирателя в момент голосования.
Одной из концепций, противостоящих индивидуалистской модели либеральной демократии, является теория коллективистской демократии. Ее появление можно отнести к эпохе французского Просвещения, а одним из ее создателей называют известного философа Ж.-Ж.Руссо. Этот тип демократии теоретически разработан достаточно детально. Ее нередко называют идентитарной, т.е. исходящей из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения и идентичности этой воли и действий представителей власти. Данная концепция демократии свободна от некоторых недостатков либерализма (абсолютная индивидуализация, неучастие в политической жизни, имущественное неравенство), однако абсолютизация «общей воли» закладывает теоретическую основу для практики подавления личности, вторжения государства в личную жизнь гражданина.
Демократия понимается как прямое правление народа, способного выразить свою единую волю, которая «всегда права». Общая воля является основой для деятельности правительства и составления законов.