Сущность процесса воспитания. Этапы формирования личностного качества

Воспитание — целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие (общение) личностей.

Теория воспитания — отрасль педагогики, которая изучает научные основы процесса воспитания. Она раскрывает концепции воспитания, сущность воспитания, структуру воспитания, закономерности воспитания и содержание воспитания.

Практический аспект процесса воспитания разрабатывает раздел, который называется методика воспитательной работы. Он изучает особенности воспитательного процесса, методы воспитательного процесса, формы воспитательного процесса, средства воспитательного процесса и технологии воспитательного процесса.

Проблемы, исследуемые теорией воспитания:

- изучение структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности учащегося;

- исследование системы воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся;

- разработка методических основ воспитания и условий их эффективного применения на практике;

- раскрытие сущности и значения воспитания в развитии и формировании личности;

- определение содержания воспитательной работы.

Основные категории теории воспитания: воспитание; самовоспитание; перевоспитание; развитие; формирование; личностное качество; отношение; методы воспитания; формы воспитания; закономерности воспитания; принципы воспитания.

Особенности процесса воспитания: целенаправленный и комплексный характер; многофакторный характер; целостный характер; учащийся в процессе воспитания является и объектом воздействия педагога, и субъектом разнообразной деятельности; результаты; результаты воспитания носят отсроченный, неодинаковый для всех характер; двусторонний характер.

Процесс (этапы) формирования личностных качеств:

1. Потребность — у учащихся формируются представления о необходимости качества для повседневной жизнедеятельности.

2. Знания — формируются знания о сущности качества и способах его проявления.

3. Чувства, взгляды, убеждения — осуществляется выработка соответствующих каждому качеству чувств, взглядов, убеждений.

4. Поступки — предполагается практическое формирование умений, навыков и привычек поведения.

5. Волевые качества — развитие способностей к проявлению волевых усилий.

Система воспитательной работы включает:

- диагностику воспитанников, определение целей и задач воспитания;

- проектирование и планирование воспитательной деятельности;

- организация педагогического взаимодействия;

- анализ результатов.

В процессе воспитания важную роль играет процесс обучения, поэтому уместно говорить об обучающем воспитании и воспитывающем обучении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: