Воспитание — целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие (общение) личностей.
Теория воспитания — отрасль педагогики, которая изучает научные основы процесса воспитания. Она раскрывает концепции воспитания, сущность воспитания, структуру воспитания, закономерности воспитания и содержание воспитания.
Практический аспект процесса воспитания разрабатывает раздел, который называется методика воспитательной работы. Он изучает особенности воспитательного процесса, методы воспитательного процесса, формы воспитательного процесса, средства воспитательного процесса и технологии воспитательного процесса.
Проблемы, исследуемые теорией воспитания:
- изучение структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности учащегося;
- исследование системы воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся;
- разработка методических основ воспитания и условий их эффективного применения на практике;
- раскрытие сущности и значения воспитания в развитии и формировании личности;
|
|
- определение содержания воспитательной работы.
Основные категории теории воспитания: воспитание; самовоспитание; перевоспитание; развитие; формирование; личностное качество; отношение; методы воспитания; формы воспитания; закономерности воспитания; принципы воспитания.
Особенности процесса воспитания: целенаправленный и комплексный характер; многофакторный характер; целостный характер; учащийся в процессе воспитания является и объектом воздействия педагога, и субъектом разнообразной деятельности; результаты; результаты воспитания носят отсроченный, неодинаковый для всех характер; двусторонний характер.
Процесс (этапы) формирования личностных качеств:
1. Потребность — у учащихся формируются представления о необходимости качества для повседневной жизнедеятельности.
2. Знания — формируются знания о сущности качества и способах его проявления.
3. Чувства, взгляды, убеждения — осуществляется выработка соответствующих каждому качеству чувств, взглядов, убеждений.
4. Поступки — предполагается практическое формирование умений, навыков и привычек поведения.
5. Волевые качества — развитие способностей к проявлению волевых усилий.
Система воспитательной работы включает:
- диагностику воспитанников, определение целей и задач воспитания;
- проектирование и планирование воспитательной деятельности;
- организация педагогического взаимодействия;
- анализ результатов.
В процессе воспитания важную роль играет процесс обучения, поэтому уместно говорить об обучающем воспитании и воспитывающем обучении.