Сущность и значение фонда социальной защиты населения

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования цен­трализованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах — социального страхования и страхова­ния определенных объектов в связи с непредвиденными и чрез­вычайными событиями. В Республике Беларусь страхование регламентировано законами «Об основах государственного со­циального страхования» и «О страховании» (1993 г.).

Истоки социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на слу­чай болезни, безработицы, несчастья во время работы. Перво­начальными формами социального страхования стали кассы и общества взаимопомощи. Наиболее совершенные для своего времени структура социального страхования и законодатель­ная база были разработаны в Германии в 1883—1889 гг.

Социальному страхованию присущи следующие признаки:

  • страховые взносы являются централизованными дохода­
    ми государства (внебюджетные фонды относятся к государ­ственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосу­дарственных специализированных фондов;
  • страховые взносы представляют собой обязательный пла­теж:

а) из фонда оплаты труда работодателей;

б) заработной платы работников;

в) суммы сокрытых, заниженных или невнесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);

  • страховые взносы, аккумулируемые в специальных фон­дах, используются целенаправленно;
  • страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уп­лаченным суммам — в зависимости от существующей в госу­дарстве модели социальной защиты;
  • привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;
  • временно свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов.

Организация социального страхования базируется на прин­ципах: всеобщности; универсальности; комплексности; само­управления; гарантированности пособий, пенсий и других вы­плат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономи­кой к ним добавляется принцип самоокупаемости.

Система социального страхования может быть как государ­ственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудо­способных лиц. Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств.

Образование фондов государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями объек­тивных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосре­дуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношении выступают государство, предприятия и организации различ­ных форм собственности, население.

Вместе с тем указанные распределительные отношения обу­словлены спецификой социального страхования — наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распреде­ление осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторич­ное — при поступлении в специализированные фонды социаль­ной защиты и последующем использовании средств из государ­ственного бюджета и из заработной платы работников.

По государственному социальному страхованию застрахо­ванные граждане обеспечиваются:

1) пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца,
за выслугу лет;

2) пособиями и компенсациями в связи с несчастными слу­чаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

3) пособиями:

• по болезни и временной нетрудоспособности;

• беременности и родам;
» безработице;

• в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до дос­тижения им предусмотренного законодательством возраста;

• на погребение;

4) выплатами, связанными с санаторно-курортным лечени­ем и оздоровлением.

В Республике Беларусь формирование фонда денежных средств для выплаты пособий и компенсаций в связи с несчаст­ными случаями на производстве и профессиональными заболе­ваниями переведено с 01.01.2004 г. в сферу рискового страхова­ния (так называемого страхования «не жизни»). В соответствии с Декретом Президента от 30.07.2003 г. № 18 в республике вве­дено обязательное страхование данных случаев и заболеваний, распространяющееся на всех нанимателей. Оно касается как работников, так и лиц, работающих по гражданско-правовому договору на территории и под контролем страхователя, выпол­няющих работу на основе членства в организации и проходя­щих стажировку. Организация данного вида страхования воз­ложена на унитарное государственное предприятие «Белгосстрах». Субъект хозяйствования не может открыть расчетный счет либо получить со счета средства на выплату заработной платы без предъявления справки, подтверждающей регистра­цию в отделениях «Белгосстраха» в качестве страхователя и уп­лату страховых взносов. Уплата взносов должна производиться из фонда оплаты труда страхователя. При этом тарифы диффе­ренцируются по отраслевому признаку и сфере деятельности.

Право на страховые выплаты приобретается при условии уплаты страховых взносов в соответствующие фонды социаль­ной защиты или «Белгосстрах». Страховыми случаями, с на­ступлением которых назначаются выплаты, являются: болезнь и временная нетрудоспособность; беременность и роды; рожде­ние ребенка и уход за ним до достижения им установленного за­конодательством возраста; инвалидность; достижение пенсион­ного возраста; утрата кормильца; потеря работы; смерть застра­хованного или члена его семьи; производственные травмы и профессиональные заболевания.

Негосударственное социальное страхование осуществляет­ся в добровольной форме негосударственными страховыми ор­ганизациями. Граждане и наниматели могут за счет собствен­ных средств заключать договоры дополнительного социального страхования, в которых определяются условия, размеры и по­рядок страховых взносов (премий) и получения выплат. Госу­дарство в этом случае не несет ответственности по обязатель­ствам негосударственных страховых организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: