Технико-производственными показателями, характеризующими качество использования локомотивов в эксплуатации и качество их ремонта, являются:
- средняя масса поезда (брутто), т;
- скорости движения поездов – техническая, участковая, км/ч;
- среднесуточный пробег локомотивов, км/сут;
- производительность локомотива в грузовом движении, т-км брутто/сут;
- процент неисправных локомотивов, находящихся в деповском ремонте;
- процент вспомогательного пробега локомотивов в грузовом движении к общему пробегу.
В качестве расчетного показателя определяется величина полного оборота локомотива.
Все технико-производственные показатели рассчитываются в пределах участков обращения локомотивов.
Для расчета среднесуточного пробега локомотива необходимо определить величину полного его оборота:
Тгрл = 2lлок + tосн + tоб + tсмК = 2∙2∙120 + 3 + 2,5 + 0,5∙2 = 22,5 ч,
Vуч 30
Тпассл = 2lлок + tосн + tоб + tсмК = 2∙2∙120 + 3 + 2,5 + 0,33∙4 = 17,4 ч,
Vуч 45
где lлок – длина участка обращения локомотивов, км (lлок = 2∙ lбр);
|
|
tосн – время нахождения локомотива на станциях основного депо, ч
(tосн принимается равным 3,0 ч);
Vуч – участковая скорость, км/ч;
tоб – время нахождения локомотива на станциях обротного депо
(принимается с учетом проведения технического осмотра 2,5 ч);
tсм – время простоя локомотива на станциях смены бригад
(принимается при обслуживании пассажирского движения – 20 мин,
грузового движения – 30 мин на один пункт);
К – количество смен на участке обращения за оборот
(принимается К=4 при обслуживании пассажирского движения,
К=2 – грузового движения).
Среднесуточный пробег локомотива, км/сут, в пассажирском и грузовом движении равен:
Sгрл = 2 ∙ lлок ∙ 24 = 2 ∙ 120 ∙ 24 = 256 км/сут
Тгрл 22,5
Sпассл = 2 ∙ lлок ∙ 24 = 2 ∙ 120 ∙ 24 = 331 км/сут
Тпассл 17,4
Среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении Нл определяется по формуле:
Нл = Qбр ∙ Sл = 2785 ∙ 256 = 648,1 тыс.т.км брутто
1 + βл 1 + 0,1
где βл – доля вспомогательного линейного пробега к пробегу
во главе поездов, βл = 0,1.
Эксплуатируемый парк локомотивов в пассажирском и грузовом движении определяется делением локомотиво-километров линейного пробега на участке обращения локомотивов в соответствующих видах движения (∑МSлин) на среднесуточный пробег локомотивов (Sл):
Мгрэ = ∑МSлин = 3554,8∙103 = 38 лок.
365∙Sгрл 365∙256
Мпассэ = ∑NSлин = 2628∙103 = 22 лок.
365∙Sпассл 365∙331
Расчет технико-производственных показателей, характеризующих качество использования локомотивов в эксплуатации, произведен в табличной форме (табл.3).
Технико-производственными показателями, характеризующими качество ремонта локомотивов, являются процент неисправных локомотивов, находящихся в ремонте, и простой локомотивов в ремонте.
|
|
Деповской процент неисправных локомотивов определяется по видам движения и по депо в целом:
αдеп = 100 ∙ Мрем
Мпр
где Мрем – фронт ремонта, ед. лок.;
Мпр - парк локомотивов в распоряжении депо, ед.;
Мрем = ∑N ∙ t
Фпл
где ∑N – количество соответствующих вилов ремонта
(СР, ТР-3, ТР-2, ТР-1, ТО-3);
Таблица 3.
Расчет технико-производственных показателей
Показатель | Расчетная формула | Грузовое движение | Пассажирское движение | ||
Расчет по формуле | Величина показателя | Расчет по формуле | Величина показателя | ||
Масса поезда, т | Qбр | ||||
Участковая скорость, км/ч | Vуч | ||||
Полный оборот локомотива, ч | Тл = 2lлок + tосн + tоб + tсмК Vуч | 2∙2∙120 + 3 + 2,5 + 0,5∙2 | 22,5 | 2∙2∙120 + 3 + 2,5 + 0,33∙4 | 17,4 |
Среднесуточный пробег локомотива, км | Sл = 2 х lлок ∙ 24 Тл | 2 ∙ 120 ∙ 24 22,5 | 2 ∙ 120 ∙ 24 17,4 | ||
Производительность локомотива, тыс. т-км брутто | Нл = Qбр ∙ Sл 1 + βл | 2785 ∙ 256 1 + 0,1 | 648,1 | ||
Эксплуатируемый парк локомотивов | Мэ = ∑МSлин Sл ∙ 365 | 3554,8∙103 365∙256 | 2628∙103 365∙331 |
t – нормы простоя локомотивов в соответствующем виде ремонта, сут
Фпл – количество рабочих дней в году (для ТО-3 принимается 365 дней,
для СР, ТР-3, ТР-2, ТР-1 – меньше на количество субботних,
воскресных и праздничных дней, принять 250 дней).
Для поездных грузовых тепловозов:
Мрем ср = 4,7 ∙ 6 = 0,1 ед. лок. Мрем тр-3 = 9,3 ∙ 6 = 0,2 ед. лок.
250 250
Мрем тр-2 = 18,6 ∙ 4 = 0,3 ед. лок. Мрем тр-1 = 111,5 ∙ 1,5 = 0,7 ед. лок.
250 250
Мрем то-3 = 346,8 ∙ 0,5 = 0,5 ед. лок. ∑ Мрем = 1,8 ед. лок.
Для поездных пассажирских тепловозов:
Мрем ср = 4,5 ∙ 6 = 0,1 ед. лок. Мрем тр-3 = 9 ∙ 6 = 0,2 ед. лок.
250 250
Мрем тр-2 = 18 ∙ 4 = 0,3 ед. лок. Мрем тр-1 = 72,3 ∙ 1,5 = 0,4 ед. лок.
250 250
Мрем то-3 = 433 ∙ 0,5 = 0,6 ед. лок. ∑ Мрем = 1,6 ед. лок.
Для маневровых локомотивов:
Мрем ср = 1,4 ∙ 6 = 0,03 ед. лок. Мрем тр-3 = 2,9 ∙ 6 = 0,07 ед. лок.
250 250
Мрем тр-2 = 5,6 ∙ 3 = 0,07 ед. лок. Мрем тр-1 = 11,4 ∙ 1 = 0,05 ед. лок.
250 250
Мрем то-3 = 132,4 ∙ 0,5 = 0,18 ед. лок. ∑ Мрем = 0,4 ед. лок.
Парк локомотивов в распоряжении депо Мпр складывается из эксплуатируемого парка Мэ, парка локомотивов, находящихся в ремонте Мрем и в резерве Мрез. Величина парка локомотивов, находящихся в резерве, Мрез, принимается в размере 10-15% от величин эксплуатируемого парка.
Таблица 4
Средние для ОАО "РЖД" нормы простоя тепловозов в ремонте
Вид и серия локомотивов | Техническое обслуживание и ремонт | ||||
ТО-3, ч | ТР-1, ч | ТР-2, сут | ТР-3, сут | СР, сут | |
Поездные тепловозы всех серий | |||||
Маневровые тепловозы; ТЭМ2 |
Мпр = Мэ + Мрем + Мрез Мрез = Мэ ∙ 0,1
Мгрпр = 38 + 1,8 + 38 ∙ 0,1 = 43,6 = 44 лок.
αгрдеп = 100 ∙ 1,8 = 4 %
43,6
Мпасспр = 22 + 1,6 + 22 ∙ 0,1 = 25,8 = 26 лок.
αпассдеп = 100 ∙ 1,6 = 6 %
25,8
Мманпр = 17 + 0,4 + 17 ∙ 0,1 = 19,1 = 19 лок.
αпассдеп = 100 ∙ 0,4 = 2 %
Разработка плана по труду
Основными показателями плана по труду являются численность работников по основным производственным группам, среднемесячная заработная плата одного работника, фонд оплаты труда и производительность труда.
А. Расчет численности и заработной платы локомотивных бригад
Количество локомотивных бригад зависит от объема перевозок, нормы работ на одну локомотивную бригаду и прогрессивных норм использования локомотивов.
Объем работы локомотивов принимается в пределах участков работы бригад.
В пассажирском и грузовом движении локомотивы обслуживаются сменными бригадами.
Плановая численность рабочих локомотивных бригад в пассажирском движении определяется по формуле
Чяв = Nпасс ∙ Д ∙ Тбр ∙ а ∙ 2 = 15 ∙ 365 ∙ 6,33 ∙ 2 ∙ 2 = 70 рабочих
|
|
Фгод 1992
Чсп = Чяв ∙ Кзам = 70 ∙ 1,2 = 84 рабочих
где Nпасс – число пар пассажирских поездов на участках;
Д – число дней курсирования поездов в году (365);
Тбр – время полного оборота бригад, ч;
Тбр = 2 ∙ lбр + tдоп = 2 ∙ 120 + 1 = 6,33 ч
Vуч 45
а - число участков обслуживания локомотивными бригадами (а = 2);
lбр - участок обслуживания локомотивными бригадами, км;
tдоп - дополнительное время на прием и сдачу локомотива, ч
(принять 1 час на поездку);
Фгод – годовой фонд времени, ч (взять по соответствующему году или
определить по формуле Фгод = tмес х 12 = 166 х 12 = 1992 ч);
tмес – месячная норма рабочих часов (принимается 166 ч);
2 – состав бригады, чел.;
Кзам – коэффициент на замещение (принимается для локомотивных
бригад 1,2 – 1,21 во всех видах движения).
Плановая численность рабочих локомотивных бригад в грузовом движении:
Чяв = ∑МSлин ∙ 2 = 3554,8 ∙ 103 ∙ 2 = 137 рабочих
12 ∙ Sбр 12 ∙ 4320
Чсп = Чяв ∙ Кзам = 137 ∙ 1,2 = 164 рабочих
где ∑МSлин - линейный пробег поездных локомотивов за год на участках
обслуживания локомотивными бригадами, лок-км;
Sбр – пробег одной бригады за месяц, км.
Месячная норма пробега бригады:
Sбр = 2lбр ∙ k = 2 ∙ 120 ∙ 18 = 4320 км
где 2lбр – удвоенная длина участка обслуживания локомотивными
бригадами, км;
k – количество поездок бригады в месяц.
Количество поездок бригады в месяц определяется из следующего выражения:
k = tмес = 166 = 166 = 18 поездок
Тбр Тбр 9
где tмес = 166 ч.
Тбр = 2 ∙ lбр + tдоп = 2 ∙ 120 + 1 = 9 ч.
Vуч 30
Величину tдоп принять 1 ч на одну поездку.
На маневровой работе плановая численность рабочих локомотивных бригад определяется исходя из количества локомотивов, работающих на маневрах (Мм), числа бригад, обслуживающих один локомотив (Кбр), и состава бригады:
Чяв = Мм ∙ Кбр ∙ 2 (1)
Чяв(1) = 12 ∙ 4,3 ∙ 1 = 52 чел.
Чяв(2) = 5 ∙ 4,3 ∙ 2 = 43 чел.
Чсп = Чяв ∙ Кзам
Чсп(1) = 52 ∙ 1,2 = 62 чел.
Чсп(2) = 43 ∙ 1,2 = 52 чел.
При круглосуточной работе Кбр = 4,3 бригады; 2 (1) – состав бригады, чел.
Число маневровых локомотивов, обслуживаемых в "одно лицо", принимается по исходным данным. Поэтому контингент помощников машинистов следует планировать с учетом их уменьшения при работе в "одно лицо", а контингент машинистов показывать отдельно при работе в "два лица" и при работе в "одно лицо".
|
|
Расчет численности локомотивных бригад произведен в таблице 5.
Таблица 5
Показатель | Расчетная формула | Расчет | Величина |
Грузовое движение | |||
Линейный пробег на участке обслуживания локомотивными бригадами, лок-км | ∑МSлин | 3554,8 | |
Оборот бригады, ч | Тбр = 2 ∙ lбр + tдоп Vуч | 2 ∙ 120 + 1 | |
Количество поездок | k = tмес = 166 Тбр Тбр | 166 | |
Среднемесячный пробег локомотивной бригады, км | Sбр = 2 ∙ lбр ∙ k | 2 ∙ 120 ∙ 18 | |
Явочная численность локомотивных бригад, чел. | Чяв = ∑МSлин ∙ 2 12 ∙ Sбр | 3554,8 ∙ 103 ∙ 2 12 ∙ 4320 | |
Списочная численность локомотивных бригад, чел. | Чсп = Чяв ∙ Кзам | 137 ∙ 1,2 | |
Пассажирское движение | |||
Количество пар пассажирских поездов, пар | Nпасс | ||
Число дней курсирования в году | Д | ||
Оборот локомотивной бригады, ч | Тбр = 2 ∙ lбр + tдоп Vуч | 2 ∙ 120 + 1 | 6,33 |
Номинальный фонд рабочего времени, ч | Фгод = tмес ∙ 12 | 166 ∙ 12 | |
Численность локомотивных бригад явочная, чел. | Чяв = 2 ∙Nпасс ∙ Тбр ∙ 365 ∙ 2 Фгод | 2 ∙ 15 ∙ 6,33 ∙ 365 ∙ 2 | |
Численность локомотивных бригад списочная, чел. | Чсп = Чяв ∙ Кзам | 70 ∙ 1,2 | |
Маневровое движение | |||
Количество маневровых локомотивов | Мм | ||
в том числе обслуживаемых в "одно лицо" | Мм | ||
то же, обслуживаемых в "два лица" | Мм = Мм - Мм | ||
Количество локомотивных бригад | Кбр | 4,3 | |
Численность локомотивных бригад в "одно лицо" (явочная), чел. | Чяв = Мм ∙ 1 ∙ Кбр | 12 ∙ 1 ∙ 4,3 | |
Численность локомотивных бригад в "два лица" (явочная), чел. | Чяв = Мм ∙ 2 ∙ Кбр | 5 ∙ 2 ∙ 4,3 | |
Списочная численность рабочих локомотивных бригад, чел. | Чсп = Чяв ∙ Кзам Чсп = Чяв ∙ Кзам | 52 ∙ 1,2 43 ∙ 1,2 |
Труд рабочих локомотивных бригад в пассажирском движении оплачивается по повременно-премиальной системе, рабочих локомотивных бригад грузового движения – по сдельно-премиальной системе за выполнение локомотиво-километров.
Труд рабочих локомотивных бригад, обслуживающих маневровые локомотивы на решающих участках производства, оплачивается сдельно-премиально.
Сдельный приработок планируется исходя из перевыполнения нормы на 10-15% в грузовом и маневровом движении.
Часовые тарифные ставки для рабочих локомотивных бригад приведены в таблице 6. Месячная тарифная ставка определяется умножением часовой тарифной ставки на среднемесячное количество часов работы (tмес = 166 ч).
При расчете среднемесячной зарплаты должны быть учтены следующие доплаты и премии:
а) доплата за работу в праздничные дни в размере 3,3% от тарифной ставки или сдельного заработка;
б) доплата за работу в ночное время с 22 до 6 ч, т.е. за 8 ч. Размер данной доплаты – 13,3% от тарифной ставки соответствующего работника;
в) надбавка за класс квалификации машинистам и за право управления локомотивом помощникам машинистов (принять для машинистов 20%, для помощников машинистов 10% от месячной тарифной ставки);
г) выплата вознаграждения за выслугу лет – 15% от месячной тарифной ставки;
д) премия по фонду оплаты труда в грузовом и пассажирском движении за проведение поездов по расписанию в размере 60%, на маневровой работе за выполнение плана отправления поездов (вагонов) со станции в размере 50% от тарифной ставки или сдельного заработка с учетом доплаты за работу в ночное время и класс квалификации, т.е.
[(Тмес (Зсд) + Дноч + Дкласс) ∙ % премии].
Таблица 6
Часовые ставки для рабочих локомотивных бригад, руб.
Вид движения | Часовые тарифные ставки |
Грузовое движение | |
Машинисты локомотивов | 40,17 |
Помощники машинистов локомотивов | 30,78 |
Пассажирское движение | |
Машинисты локомотивов | 40,17 |
Помощники машинистов локомотивов | 30,78 |
Маневровая работа | |
Машинисты локомотивов | 36,67 |
Помощники машинистов локомотивов | 29,25 |
При обслуживании маневровых тепловозов "в одно лицо" тарифная ставка машиниста увеличивается на 25%. Все доплаты и премия рассчитываются от увеличенной тарифной ставки.
Таблица 7