Вопрос 2 Социально-экономическая сущность и классификация внебюджетных фондов

Тема 10. Государственные внебюджетные фонды

Социально-экономическая сущность и классификация внебюджетных фондов

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования

Фонд обязательного медицинского страхования

Вопрос 1

С переходом России к рыночной экономике появилась необходимость в создании внебюджетных фондов.

Государственные федеральные внебюджетные фонды имеют социальную, экономическую, благотворительную направленность.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей.

Основное их назначение - обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков.

Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

-социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

-целевого использования средств этих фондов;

-оперативного решения социальных проблем, что позволяют сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

-новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

- финансирования территориальных нужд.

Как правовая категория, внебюджетные фонды – это государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти и предназначенные для социального обеспечения граждан.

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

• социальную защиту населения;

• повышение жизненного уровня населения;

• сохранение и улучшение здоровья населения;

• социальную ориентацию безработного населения.

• оказание социальных услуг населению.

В основу классификации внебюджетных фондов, действующих в настоящее время в России, могут быть положены самые различные критерии и их сочетание:

- по принадлежности: государственные, не­государственные, частные;

- по территориальному принципу: федеральные, региональные, межрегиональные, местные;

- по отраслевому принципу: отраслевые, межотраслевые;

- по признаку места в финансовой системе: бюджетные, внебюджетные;

- по конкретному назначению: под целевую программу (эколо­гические, дорожные), для конкретной категории граждан (по­мощь малоимущим гражданам, инвалидам, спортсменам).

С точки зрения финансовых отношений, основным критерием выступает деление на бюджетные и внебюджетные фонды, кото­рые в свою очередь подразделяются на социальные и экономичес­кие.

К социальным фондам относят государственные социально-страховые фонды - Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), негосударственные пенсионные, благотворительные, социальные инвестиционные и другие фонды.

К экономическим фондам принадлежат отраслевые, межотраслевые, специальные; фонды поддержки предпринимательства и развития конкуренции, фонды поддержки науки, а также инвестиционные (паевые, акционерные и другие). Кроме того, существуют фонды федерального уровня (Пенсионный фонд России), региональные (внебюджетные фонды субъектов РФ) и местные (органов местного самоуправления).

Внебюджетные фонды довольно многообразны. Бюджетный Кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

· Целевые федеральные бюджетные фонды (Федеральный дорожный фонд Российской Федерации; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации..)

Каждый из внебюджетных фондов имеет свои особенности. Однако всем этим фондам при­сущи следующие общие черты:

-государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

-государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственные социальные внебюджетные фонды являются общедоступными и охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;

- для всех фондов характерен единый механизм их формирования, который предусматривает получение доходов от относительно надежной облагаемой базы - фонда оплаты труда;

-отчисления осуществляют работодатели от всех сумм оплаты труда, выплаченной работникам. Работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы, тем самым страхуют их;

-все эти фонды по своей экономической природе являются страховыми, т.е. внесенные суммы страховых взносов являются возвратными.

Сред­ства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной государственной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней.

Порядок создания, деятельности и ликвидации фон­дов определяется Федеральным законом «Об основах обязатель­ного социального страхования». Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

Субъектами обязательного социального страхования являют­ся страхователи (работодатели), страховщики (некоммерческие организации, создаваемые Правительством РФ), застрахованные лица и иные органы, организации и граждане.

К социальным страховым рискам относятся:

· необходимость получения медицинской помощи;

· временная нетрудоспособность;

· трудовое увечье и профессиональное заболевание;

· материнство;

· инвалидность;

· наступление старости;

· потеря кормильца;

· признание безработным;

· смерть застрахованного лица или нетрудоспособных чле­нов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения (пенсия по старости, по инвалидности, пособие по беременности и родам).

Анализ внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи социально-экономическим назначением каждого из них.

Задача анализа внебюджетных фондов - определение объема, дина­мики, структуры доходов и расходов различных фондов, соотно­шений отдельных источников доходов (направлений расходов) и анализ эффективности функционирования фондов.

Основными показателями различных бюджетных фон­дов являются:

• общий объем доходов, в том числе по источникам;

• прочие доходы;

• общий объем расходов, в том числе по направлениям;

• прочие расходы;

• остаток средств на начало периода;

• остаток средств на конец периода.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: единый социальный налог; дотации и другие средства федерального бюджета и бюдже­тов других уровней; штрафные санкции и пени; доходы от размеще­ния временно свободных денежных средств.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к фе­деральным налогам и сборам. Это значит, что правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным нормативным актам самих фондов, а в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Денежные средства фондов хранятся на счетах Банка России и иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ.

Денежные средства расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о соответствующих бюджетах на оче­редной финансовый год. Нецелевое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших нарушение.

Исполнение государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органами управления фонда и утверждается законодательными органами в форме закона (федерального или закона субъекта Федерации).

Контроль за исполнением бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов осуществляется органами, ведущими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.

Вопрос 2

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую цент­рализованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд действует на основании Фе­дерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда перед застрахо­ванными лицами.

Современная пенсионная система основывалась на следующих страховых идеях:

* каждый гражданин, работающий по найму, подлежит обязательному пенсионному страхованию независимо от его воли и воли работодателя;

*все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определяются законом и не мо­гут меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями Правительства РФ;

* реальный уровень пенсий находится в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка, из расчета которого уплачиваются страховые взносы;

*средства обязательного пенсионного страхования неприкос­новенны, не могут изыматься даже временно и расходоваться на иные цели.

Как и любой другой денежный фонд, Пенсионный фонд выполняет аккумулирующую, распределительную и контрольную функции – это:

-целевой сбор и аккумуляция страховых взносов от платель­щиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в за­конодательном порядке;

-капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физичес­ких и юридических лиц

-финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением фонда;

-контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также за пра­вильным и рациональным расходованием его средств.

Средства бюджета Пенсионного фонда являются федераль­ной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъя­тию не подлежат.

Бюджет составляется на финансовый год, при этом устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда и отчет о его исполнении ежегодно утверждаются федеральными законами. Бюджет Пенсионного фонда является консолидированным.

Доходы бюджета Пенсионного фонда:

• страховые взносы (до 01.01.2010 - единый социальный налог);

• средства федерального бюджета;

• суммы пеней и иных финансовых санкций;

• доходы от размещения временно свободных средств обя­зательного пенсионного страхования;

• добровольные взносы физических лиц и организаций, уп­лачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахован­ных лиц;

• средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

• прочие поступления.

Расходы бюджета Пенсионного фонда:

• выплата страховой и накопительной частей трудовых пен­сий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров -за счет средств бюджета Пенсионного фонда;

• доставка пенсий;

• финансовое и материально-техническое обеспечение дея­тельности самого фонда;

• выплата базовой части трудовых пенсий (за счет средств Федерального бюджета);

• выплата пенсий по государственному социальному обеспе­чению (за счет средств федерального бюджета) - за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;

• дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии, исходя из инфляции на очередной финансовый год.

С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы и заработка до 01.01.2002, но и страховых взносов после указанной даты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: