Основная доля трудовых затрат на поддержание автомобиля в технически исправном состоянии связана с выполнением технического обслуживания и текущего ремонта.
При проведении технического обслуживания и особенно текущего ремонта требуется выполнять многие виды работ, разных по своей физической сущности: уборочно-моечные, контрольные, регулировочные, крепежные, подъемно-транспортные, разборочно-сборочные, слесарно-механические, кузнечные, жестяницкие, сварочные, медницкие, очистительно-промывочные и смазочно-заправочные, вулканизационные, окрасочные и др.
Многие из перечисленных работ несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках (зонах). Даже в тех случаях, когда можно одновременно на одном рабочем месте выполнять различные виды работ, требуются, как правило, исполнители разных специальностей.
Места технологических воздействий при техническом обслуживании и устранении неисправностей могут быть сбоку, снизу автомобиля и т.д. Это выдвигает требования к расположению исполнителей, номенклатуре работ (операций), которые необходимо выполнить при минимальном перемещении объекта с места на место. Взаимосвязь перечисленных работ и ряда других факторов отражает технологический процесс.
|
|
Ремонт или обслуживание автомобиля, его сборочных единиц выполняется по определенной технологии.
Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля - это совокупность методов изменения его технического состояния с целью обеспечения работоспособности.
Технологический процесс - это совокупность операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве над автомобилем (агрегатом).
Операция - законченная часть технического процесса, выполняемая над данным объектом (автомобилем) или его элементом одним или несколькими исполнителями на одном рабочем месте.
В каждой воинской части применительно к характеру ее деятельности и специфики использования автомобильной техники разрабатывается наиболее рациональный технологический процесс технического обслуживания машин, который должен обеспечить высокую производительность труда, качественную работу специалистов и эффективное использование паркового оборудования.
Для постоянных парков воинских частей установлен типовой технологический процесс технического обслуживания машин (рис. 2.18).
Этим процессом независимо от вида технического обслуживания предусматривается следующая последовательность выполнения работ:
· контроль технического состояния прибывших машин;
· заправка машин топливом, маслом, охлаждающими и другими жидкостями;
|
|
· очистка и мойка;
· техническое обслуживание (при необходимости текущий ремонт);
· постановка машин на стоянку.
Техническое обслуживание и текущий ремонт машин в постоянных парках осуществляют по принципу «Обслуживаемая и ремонтируемая машина к средствам обслуживания и ремонта», т.е. обслуживаемые машины перемещаются в парке от одного сооружения, элемента к другому в зависимости от необходимости выполнения определенного вида работ.
Все работы по обслуживанию согласно технологическому процессу выполняются в зоне технического обслуживания, откуда далее обслуженные машины следуют в зону хранения.
При следовании машин через зону технического обслуживания может быть несколько маршрутов движения:
· первый и основной включает контроль технического состояния - заправку - очистку и мойку - ежедневное ТО на ПЕТО - стоянку;
· второй - контроль технического состояния – заправку - очистку и мойку - ТО-1 (2) или текущий ремонт на ПТОР - стоянку.
Каждому специалисту и водителю (механику-водителю), участвующему в техническом обслуживании и ремонте машин, должен быть установлен определенный объем работ, за полноту и качество которых он несет ответственность. Все вновь назначенные специалисты должны быть обучены качественному выполнению порученной им работы.
В настоящее время в воинских частях имеются все необходимые условия для проведения всех видов работ по техническому обслуживанию машин и поддержанию их в постоянной готовности к использованию.