развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны;
Лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный
За это время семьей, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда
семья уже радикально изменилась".
"И точно так же, - прибавляет Маркс, - обстоит дело с политическими,
юридическими, религиозными, философскими системами вообще".{*9} В то время как
Семья продолжает развиваться, система родства окостеневает, и пока последняя
Продолжает существовать в силу привычки, семья перерастает ее рамки. Но с
Такой же достоверностью, с какой Кювье по найденной около Парижа сумчатой
Кости скелета животного мог заключить, что этот скелет принадлежал сумчатому
Животному и что там когда-то жили вымершие сумчатые животные, - с такой же
Достоверностью можем мы по исторически дошедшей до нас системе родства
Заключить, что существовала соответствующая ей вымершая форма семьи.
|
|
Упомянутые выше системы родства и формы семьи отличаются от господствующих
Ныне тем, что у каждого ребенка несколько отцов и матерей. По американской
Системе родства, которой соответствует гавайская семья, брат и сестра не могут
Быть отцом и матерью одного и того же ребенка; гавайская же система родства
Предполагает семью, в которой, наоборот, это было правилом. Здесь перед нами
Ряд форм семьи, прямо противоречащих тем, которые до сих пор обычно считались
Единственно существовавшими. Традиционное представление знает только
Единобрачие, наряду с ним многоженство одного мужчины, да еще, в крайнем
Случае, многомужество одной женщины, и при этом, как и подобает
Морализирующему филистеру, умалчивает, что практика негласно, но бесцеремонно
Преступает границы, предписанные официальным обществом. Изучение первобытной
Истории, напротив, показывает нам состояние, при котором мужья живут в
Многоженстве, а их жены одновременно - в многомужестве, и поэтому дети тех и
Других считаются общими детьми их всех, состояние, которое в свою очередь, до
Своего окончательного перехода в единобрачие, претерпевает целый ряд
Изменений. Эти изменения таковы, что круг, охватываемый общими брачными узами,
Первоначально очень широкий, все более и более суживается, пока, в конце
Концов, не остается только отдельная пара, которая и преобладает в настоящее
Время.
Воссоздавая таким образом историю семьи в обратном порядке, Морган, в согласии
С большинством своих коллег, приходит к выводу, что существовало первобытное