современном смысле, а "домашняя община", состоящая из нескольких поколений со
Своими семьями и притом довольно часто охватывающая и несвободных. Римскую
Семью также относят к этому типу, и в соответствии с этим в последнее время
Подвергают весьма большому сомнению как абсолютную власть домохозяина, так и
Бесправие по отношению к нему остальных членов семьи. У кельтов также,
По-видимому, существовали подобные семейные общины в Ирландии; во Франции они
Сохранились в Ниверне вплоть до французской революции под названием
Parconneries, а во Франш-Конте они и до настоящего времени еще не совсем
Исчезли. В районе Луана (департамент Соны и Луары) встречаются большие
Крестьянские дома с общим высоким, доходящим до самой крыши центральным залом
И расположенными вокруг него спальнями, в которые поднимаются по лестницам в
Ступенек и где живет несколько поколений одной и той же семьи.
В Индии домашняя община с совместной обработкой земли упоминается уже Неархом
|
|
В эпоху Александра Великого и она существует еще и теперь в той же местности,
В Пенджабе, и на всем северо-западе страны. На Кавказе Ковалевский сам смог
Доказать ее существование. В Алжире она еще существует у кабилов. Она
встречалась, по-видимому, даже в Америке; ее предполагают найти в "calpullis"
древней Мексики, которые описывает Сурита; напротив, Кунов ("Ausland" № 42-44,
Довольно ясно доказал, что в Перу ко времени его завоевания существовало
Нечто вроде маркового строя (причем удивительно, что эта марка также
Называлась marca), с периодическими переделами обработанной земли,
Следовательно, с индивидуальной обработкой земли.
Во всяком случае патриархальная домашняя община с общим землевладением и
Совместной обработкой земли приобретает теперь совсем иное значение, чем
Раньше. Мы уже не можем подвергать сомнению ту важную роль, которую она играла
У культурных и некоторых других народов Старого света при переходе от семьи,
Основанной на материнском праве, к индивидуальной семье. В последующем
Изложении мы еще вернемся к сделанному Ковалевским дальнейшему выводу, что она
Была также переходной ступенью, из которой развилась сельская община, или
Община-марка, с индивидуальной обработкой земли отдельными семьями и с
Первоначально периодическим, а затем окончательным разделом пахотной земли и
Лугов.
Относительно семейной жизни внутри этих домашних общин следует заметить, что
По крайней мере в России о главах семей известно, что они сильно