Своего священного покровителя какого-нибудь аттического героя, по имени
Которого и называлось. Наконец, оно выбирало пятьдесят представителей в
Афинский совет.
Венцом этого явилось афинское государство, которое управлялось советом,
Состоявшим из пятисот избранных представителей десяти племен, а в последней
Инстанции - народным собранием, куда имел доступ и где пользовался правом
Голоса каждый афинский гражданин; наряду с этим архонты и другие должностные
Лица ведали различными отраслями управления и судебными делами. Главы
Исполнительной власти в Афинах не было.
С введением этой новой организации управления и с допущением очень большого
Числа находившихся под покровительством - частью пришельцев, частью
Вольноотпущенных рабов - органы родового строя были оттеснены от общественных
Дел; они выродились в союзы частного характера и в религиозные братства. Но
Моральное влияние, унаследованные взгляды и образ мышления старой родовой
|
|
Эпохи еще долго жили в традициях, которые отмирали только постепенно. Это
Сказалось на одном из позднейших государственных учреждений.
Мы видели, что существенный признак государства состоит в публичной власти,
Отделенной от массы народа. Афины располагали в ту пору лишь народным войском
И флотом, который выставлял непосредственно народ; войско и флот были защитой
От внешних врагов и держали в повиновении рабов, которые уже тогда составляли
Значительное большинство населения. По отношению к гражданам публичная власть
Первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара,
Как государство, поэтому простодушные французы XVIII века и говорили не о
народах цивилизованных, а о народах полицизированных (nations policees).{*80}
Афиняне учредили, таким образом, одновременно со своим государством также и
Полицию, настоящую жандармерию из пеших и конных лучников - ландъегерей, как
Их называют в Южной Германии и в Швейцарии. Но эта жандармерия формировалась
Из рабов. Эта полицейская служба представлялась свободному афинянину столь
Унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу,
Лишь бы самому не заниматься таким позорным делом. В этом сказывался еще образ
Мыслей древнего родового быта. Государство не могло существовать без полиции,
Но оно было еще молодо и не пользовалось еще достаточным моральным
Авторитетом, чтобы внушить уважение к занятию, которое бывшим членам родов
Неминуемо должно было казаться гнусным.