Которому он вовсе не принадлежал. Это такая нелепость, о которой больше и
Говорить не стоит.
Таким образом, остается только предположить, что женщина в первом браке вышла
Замуж за мужчину из другого рода и в результате этого брака тут же перешла в
Род мужа, как это Моммзен фактически и допускает для подобных случаев. Тогда
Все взаимоотношения сразу становятся ясными. Женщина, вследствие замужества
Оторванная от своего старого рода и принятая в новый родовой союз мужа,
Занимает там совершенно особое положение. Хотя она и член рода, но не связана
С ним кровным родством; самый характер ее принятия заранее исключает ее из
Общего запрета вступать в брак внутри рода, в который она вошла именно путем
Замужества; она, далее, принята в родовой союз, имеющий общие права
Наследования и в случае смерти мужа наследует его имущество, то есть имущество
Члена рода. Что может быть естественнее правила, обязывающего ее в целях
|
|
Сохранения имущества в роде выйти замуж за члена рода ее первого мужа и ни за
Кого другого? И если должно быть сделано исключение, то кто может быть
Достаточно правомочным для того, чтобы предоставить ей такое право, как не ее
Первый муж, который завещал ей это имужество? В тот момент, когда он завещает
Ей часть имущества и одновременно разрешает путем брака или в результате брака
передать эту часть имущества в чужой род, это имущество еще принадлежит ему;
Он, следовательно, распоряжается буквально только своей собственностью. Что
Касается самой жены и ее отношения к роду ее мужа, то в этот род ввел ее
Именно муж актом свободного волеизъявления - браком; поэтому также
Представляется естественным, что именно он и является тем лицом, которое может
Предоставить ей право выйти из этого рода посредством второго брака. Одним
Словом, дело оказы ваетсяпростым и само собой понятным, как только мы отбросим
Курьезное представление об эндогамности римского рода и вместе с Морганом
Признаем его первоначально экзогамным.
Остается еще последнее предположение, которое также нашло своих сторонников и,
Пожалуй, наиболее многочисленных: указанное место якобы говорит лишь о том,
"что вольноотпущенные служанки (libertae) не могли без специального
разрешения е gente enubere" (вступать в брак вне рода) "или совершить
Какой-либо другой акт, который, будучи связан с capitis diminutio
minima,{*87} повлек бы за собой выход liberta из родового союза" (Ланге
"Римские древности", Берлин, 1856, I, стр 195, где по поводу цитируемого