некоторой дозой кровосмесительства, Маркс замечает: "В первобытную эпоху
сестра была женой, и это было нравственно". (Примечание Энгельса к изданию
Года.)
Бонье.
A Добавление Энгельса к изданию 1891 года.
14 Слово "вероятно" добавлено Энгельсом в издании 1891 года. - Ред.
Компаньоном. - Ред.
16 Слова "или какая-нибудь подобная ей форма" добавлены Энгельсом в издании
Года. - Ред.
17 Следы беспорядочных половых отношений, так называемое "греховное зачатие"
["Sumpfzeugung"], которое открыл, как он полагает, Бахофен, приводят - и
теперь в этом нельзя уже больше сомневаться - к групповому браку. "Если
Бахофен находит эти браки "пуналуа" "незаконными", то человек той эпохи
Признал бы большинство нынешних браков между двоюродными и более отдаленными
По степени родства братьями и сестрами с отцовской или материнской стороны
столь же кровосмесительными, как браки между кровными братьями и сестрами"
(Маркс) [см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 368]
|
|
18 В издании 1884 г. вместо слов "группового брака" напечатано: "пуналуальной
семьи". - Ред.
19 Слова "или ей подобной" добавлены Энгельсом в издании 1891 года. - Ред.
20 В издании 1884 г. вместо слов "а существует более грубая форма группового
брака" напечатано: "однако их организация носит столь единичный характер, что
нам незачем принимать это во внимание". - Ред.
21 Дальнейший текст до раздела "Парная семья" (см. настоящий том, с. 247)
Добавлен Энгельсом в издании 1891 года. - Ред.
22 В издании 1884 г. в этой и предыдущей фразе вместо слов "групповом браке"
напечатано: "пуналуальной семье". - Ред.
См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 247. - Ред.
См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 246. - Ред.
25 В издании 1884 г. вместо слов "групповой брак" напечатано: "пуналуальная
семья". - Ред.
Эта фраза добавлена Энгельсом в издании 1891 года. - Ред.
27 Дальнейший текст вплоть до слов: "Парная семья возникла на рубеже между
дикостью и варварством" добавлен Энгельсом в издании 1891 года. В издании 1884
Г. абзац кончался следующим частично использованным Энгельсом в издании 1891
г., а частично опущенным им текстом: "Хорошо известны пережитки подобной
Практики в древнем мире, как например, обычай финикийских девушек отдаваться
Посторонним в храме во время празднеств в честь Астарты; даже средневековое
Право первой ночи, которое, вопреки усилиям немецких неоромантиков смягчить
Этот факт, существовало в весьма укоренившейся форме, является остатком