123 В издании 1884 г. вместо слов "силу человека" напечатано "рабочую силу
человека". - Ред.
124 "Система приобретенных прав" Лассаля во второй части вращается главным
Образом вокруг положения, что римское завещание столь же старо, как и самый
Рим, что в римской истории никогда "не существовало времени без завещаний",
Что завещание возникло скорее в доримский период из культа умерших. Лассаль,
Как правоверный старогегельянец, выводит римские правовые нормы не из
общественных отношений римлян, а из "спекулятивного понятия" воли, и приходит
При этом к указанному утверждению, полностью противоречащему истории. Это
Неудивительно в книге, автор которой на основании того же спекулятивного
Понятия приходит к выводу, что у римлян при наследовании передача имущества
Была чисто второстепенным делом. Лассаль не только верит в иллюзии римских
Юристов, в особенности более раннего времени, но идет еще дальше этих иллюзий.
|
|
Я сначала собирался привести рядом с моргановской и моей собственной
Критикой цивилизации блестящую критику цивилизации, которая встречается в
Различных местах произведений Шарля Фурье. К сожалению, у меня нет времени
Заняться этим. Замечу только, что уже у Фурье моногамия и земельная
Собственность служат главными отличительными признаками цивилизации и что он
Называет ее войной богатых против бедных. Точно так же мы уже у него находим
Глубокое понимание того, что во всех несовершенных, раздираемых противоречиями
Обществах отдельные семьи (les families incoherentes) являются хозяйственными
Единицами.
См. также Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 45, с. 269. - Ред.