Социальный заказ государства: Удовлетворение потребностей экономики в человеческих ресурсах
Социальный заказ общества: юнально-образовате.ЛГИ и рынка труда |
Удовлетворение поосЬадсирндльно-ооразовательных запросов
Л |
Цель профессионального образования
Формирование системного творческого технического мышления, ядра знаний и умений по профессии и разв итие качеств творче ской личности |
Подготовка специалистов, владеющих набором знаний, навыков и
_____________ умений по конкретной профессии_____________
_Утебньц311нх)цесс
Деятельность преподавателя: иллюстративно-объяснительная
Деятельность учащегося: репродуктивная, тренировочная
Деятельность преподавателя: организация прарессионально-творческого учебного процесса,
предоставление консультатив-ной помощи учащимся
Деятельность учащегося:
мотивированная, поисковая
познавательная
Традиционно
существующие
связи:
Преподаватель — учащийся, преподаватель — объект изучения — учащийся
|
|
Новое понимание
связей:
Учащийся,
преподаватель,
психолог
Роли в группах социальной
среды: творческие
неформальные учебные группы,
коллективы предприятий
Эвристический диалог с _____ компьютером____ |
МЕТОДЫ учебной деятельности
J |
Т
О^гйвдецьТнаТвупрои^тед^^ деятельности пообразду! [направлены на выявление и разрешение технических и других противоречий!
С
Организационные формы занятий
Занятия по усвоению новых знаний: лабораторная работа; практические занятия и производственная практика
С
Занятия по овладению способами деятельности и ядром знаний. Занятия по решению проолемных задач с помощью современной методологии творчества, лабораторно-компьютерный практикум
на изобретающей машине. Решение производственных проблем, производственная практика
Результат
Достижение точного результата установленного стандартом
Выбор оптимального решения в процессе многовариантной
проработки производственной задачи, где усваиваются
неооходимые знания, навыки и умения, развивается
____________ профессиональное творчество
Рис. 9. Задачи традиционного и инновационного начального профессионального образования
систем (ЗРТС), Методы разрешения технических и физических противоречий и Информационный фонд.
Другой составляющей Методологии является компьютерная система поддержки мышления — «Изобретающая машина». Она позволяет осуществить за короткий промежуток времени многовариантный поиск решения. Полученные варианты (результаты) оцениваются по Законам развития технических систем. На основании этой оценки выбирается оптимальный вариант.
|
|
Производственно-техническая проблема
Многовариантный поиск решения (на осно- ве ТРИЗ)
Оценка решения по законам развития технических систем
Выбор оптимального решения
Внедрение Методологии технического творчества в учебный процесс заключается в формировании специального курса «Основы технического творчества и компьютерная поддержка мышления».
На следующем этапе преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин осваивают данный курс и на его базе формируют творческие задачи по своим предметам.
Далее в учебный план вносятся изменения и параллельно с введением спецкурса меняется структура предметов, поскольку центральным моментом при изучении темы становится проблема решения индивидуальных и групповых творческих задач, на основе которых практически самостоятельно протекает процесс освоения учащимися творческих разделов. Преподаватель меняет свою роль. Он становится в большей степени консультантом по творческим проектам, разрабатываемым учащимися.
Важнейшее место в организации управления поисковой познавательной деятельностью учащихся принадлежит дискуссионной форме обучения. Она реализуется через такую форму общения учащихся, как «творческая группа», а также фронтально через проблемную подачу учебного материала на теоретических и практических занятиях. Творческие группы формируются преподавателем с учетом пожеланий учащихся к такому творческому объединению. Творческая группа включает 4—5 человек.
В чем заключается сущность концепции непрерывного формирования творческого технического мышления?
Психологами установлено, что техническое творчество напрямую связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам. Творческая техническая мысль может развиваться тогда, когда соответствует этим закономерностям. Отсюда следует, во-первых, что творческое осмысление знаний, владение методологией технического творчества позволяет учащимся сознательно и гарантированно управлять процессом генерирования нестандартных, эффективных идей; во-вторых, акт творческого технического мышления имеет специфическую логику рассуждения, которая лежит в основе поисковой умственной деятельности специали-
ста-профессионала; в-третьих, истоками творческого технического мышления являются высокоразвитое воображение и фантазия, мно-гоэкранность и системность мышления, позволяющая учащемуся видеть проблему целиком, с различных сторон, видеть одновременно техническую систему, надсистему, включающую ее, и подсистему, являющуюся частью технической системы; устанавливать связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее. Другими словами, творческое мышление должно быть многоэкранным, и чем больше экранов будет возникать перед учащимися, тем более оригинальное и простое решение он может предложить. Таким образом, данный подход реализует важнейшую цель общего, начального, среднего и высшего профессионального образования — непрерывность целенаправленного формирования у учащихся именно системного творческого мышления.
Новые технологии требуют осуществления в учебном процессе определенной схемы — схемы поисковой познавательной деятельности, в которой ЭВМ используется как средство развития творческого технического мышления и обеспечения многовариантности поиска решения творческой задачи на современном уровне и ускоренного приобретения учащимся профессионального опыта.
Педагогические технологии обеспечивают:
—овладение учащимися современными методами и средствами развития творческого воображения, преодоления инерции мышления, в том числе методами активизации мышления (метод мозгового штурма, метод фокальных объектов и др.); использование современных методик Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Постепенное увеличение фундамента ОТТ и КИП от курса к курсу позволяет расширять использование методов и инструментов творчества в изучаемых дисциплинах;
|
|
— овладение учащимися новыми проблемно-алгоритмическими формами представления учебного материала. Последний кратко символически записывается с использованием графического языка блок-схем и представляется в виде дидактической цепочки микропроблем различной степени сложности, то есть в виде алгоритма или системы алгоритмов проблемных ситуаций. Решение цепочки этих микропроблем развертывается на фоне решения основной проблемы и показывает учащемуся причинно-следственные связи. Эта дидактическая цепочка характеризуется особой значимостью для учащегося. «Открытия», которые учащийся делает в процессе поисковой деятельности при выполнении этого алгоритма, сопровождаются положительными эмоциями, что является дополнительным стимулом развития его познавательной активности;
— создание педагогических условий, обеспечивающих творческую образовательную среду в учебном заведении, в частности, возможность работы учащихся с интеллектуальной компьютерной системой поддержки технического мышления («Изобретающая машина» — ИМ), с ее подсистемами «ИМ — приемы», «ИМ — эффекты» (химические, физические, математические) идр;
— приобретение опыта решения реальных творческих технических задач;
— обеспечение управления процессом поисковой познавательной деятельности с учетом уровней проблемного обучения либо непосредственно преподавателем, либо опосредованно через системы блок-схем алгоритмов проблемных ситуаций, системы усложняющихся творческих заданий, содержащих реальные производственные проблемы.
В учебном процессе преподавателем специально развивается такая сторона технического мышления, как критичность, которая затем реализуется в алгоритме решения творческих задач, содержащих техническое противоречие. Один из блоков этого алгоритма требует выявления недостатков рассматриваемой технической системы, то есть так называемого «нежелательного эффекта».
|
|
Обобщая сказанное, можно дать преподавателю современного профессионального учебного заведения следующие рекомендации.
Для реализации инновационных технологий в профессиональном образовании, ориентированных на формирование системного творческого технического мышления учащихся и их способности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих производственных задач, преподавателю необходимо:
1. Изучить интеллектуальные инструменты и механизмы Теории решения изобретательских задач — ТРИЗ.
2. Приобрести практический опыт самостоятельного решения производственных проблем с помощью ТРИЗ.
3. Изучить педагогическую систему непрерывного формирования творческого технического мышления в Центре инженерного творчества МГИУ.
4. Представить «ядро» учебной информации в виде структурно-графической модели — в проблемно-алгоритмической форме.
5. Разработать профессионально направленную систему творческих заданий (как индивидуальных, так и для работы в творческих группах).
6. Разработать систему творческих заданий для проведения «разминки».
7. Включить в учебные планы изучение курса «Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления» на всем протяжении обучения.
8. Разработать или приобрести комплекты иллюстрационных материалов (плакаты, фолии и слайды) и методических разработок по разделам курса «ОТТ и КИП».
9. Разработать систему интегративных курсов (гуманитарных, естественно-научных, общетехнических и специальных) на основе методологии творчества.
10. Разработать материалы для проведения рубежного (тематического) контроля проверки способности оперировать знаниями.
11. Разработать экзаменационные билеты, содержащие реальные производственные проблемы, требующие своего решения. На их ос-
нове разработать методику проведения экзамена в форме эвристической беседы-игры.
12. Разработать творческие задания для выпускной работы, представляющей собой решение реальной производственной задачи (с оформлением учебной заявки на рацпредложение).
Итак, вышеуказанные целевые ориентации направлены на то, чтобы каждый рабочий практически овладел методологией технического творчества и, таким образом, стал высококлассным специалистом, приобрел твердые нравственные принципы, широкий технический кругозор, общую культуру, умел быстро адаптироваться к новым социально-экономическим условиям и, тем самым, приобрел конкурентоспособность на рынке труда.
Рассмотрим фрагменты педагогических технологий, адекватных целям креативной дидактической системы непрерывного формирования творческого технического мышления (НФТТМ) и реализуемых в начальном профессиональном образовании на примере цикла «Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления» (ОТТ и КИП). Цель курса — научить будущих рабочих свободно ориентироваться в нестандартных ситуациях на производстве и находить эффективные творческие решения профессиональных проблем. Кроме того, он воспитывает смелость мысли, потребность в творчестве и саморазвитии личности.
Основой данного цикла курсов служат методы развития воображения и преодоления инерции мышления, в качестве которых применяются блоки психологических тестов (Торренса, Гилфорда), методы активизации творческого мышления, такие, как мозговой штурм, метод «Сверхгенератор», морфологический анализ, метод фокальных объектов и др., интеллектуальные «инструменты» ТРИЗ (многоэкранное мышление, фантограмма, метод моделирования маленькими человечками, оператор «Размер — Время — Стоимость», банки типовых и разовых приемов, фонды математических, физических, химических, биологических эффектов, сконцентрированные в компьютерной системе интеллектуальной поддержки мышления «Изобретающая машина»). Пример схемы подачи учебной информации по циклам курсов «ОТТ и КИП» при обучении будущих рабочих. (I курс) представлен на рис. 10.
Мотивация познавательного интереса учащихся обеспечивается использованием на всем протяжении обучения приема «интеллектуальная разминка», игровых методов подачи материала и постановкой реальных творческих производственных задач.
Разработанная система заданий, построенных на бытовом и профессиональном материале, обеспечивает как индивидуальную работу учащихся, так и работу их в специально сформированных творческих группах. Во время самостоятельного выполнения заданий будущие рабочие знакомятся с методами технического творчества непосредственно в деятельности по усовершенствованию различных производственных систем, заданных либо преподавателем, либо
предложенных ими самими. При этом широко используются учащимися метод мозгового штурма, метод фокальных объектов и другие.
Развитие творческого воображения и других творческих способностей
Развитие воссоздаю- щего воображения
Развитие творческого воображения
$
Мозговой штурм
Фразеологизмы
Приемы фантазиро-
_______ вания _______
*^ Развитие других твор-ческих способностей
Метод фокальных
_____ объектов
Технические системы Ц (ТС) и функции
Функциональный
______ подход
Многообразие техники
Системы, подсистемы
и надсистемы
______ в технике _______
Многоэкранное мышление
Эволюция ТС
/: |
Критерии оценки эффективности технических систем (ТС)
Положительные и отрицательные стороны. технических систем и решений | Развитие техники и технические противоречия |
Мозговой штурм |
Закон увеличения степени идеальности ТС |
Полезные функции и
затраты на их выпол-
_______ нение ________
Необходимые элементы
Закон полноты час-
______ тей ТС _______
Методы усовершенствования технических систем
/
Многовариантность элементов ТС
Морфологический
______ анализ _______
Фанто грамма
\
Методы поиска нетрадиционных решений
Метод фокальных
объектов _____
_| Оператор «Размер- Время-Стоимость»
± |
Аналогии
Метод маленьких че-
_____ ловечков ______
Основные условия работоспособности ТС
Взаимосвязь элементов ТС
Закон полноты час-
______ тей ТС _______
Закон согласования в
________ ТС
Закон энергетиче
ской проводимости
ТС
Рис. 10. Алгоритм представления учебной информации для будущих рабочих по дисциплине «ОТТиКИП» (1 курс).
§ |