Портфолио – портфель достижения каждого ученика

Портфолио - это собрание личных достижений ученика, которое реально показывает его уровень подготовленности и активности в различ­ных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за ее пределами.

Основная задача предпрофильной подготовки - это подготовка де­вятиклассника к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения. Портфолио так же, как и все составляющие предпрофильной подго­товки, работает на выполнение этой задачи, обеспечивая при этом до­полнительный образовательный эффект.

Портфолио позволит учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, - что является практико-ориентированным подходом в образовании. Современная школа не готова к тому, чтобы реально оценить уровень учащихся и помочь ему в правильном выборе профиля. Эту роль должен сыграть портфель достижений учащихся как один из инструментов аутентичного оценивания. Портфолио рассматривается как мощный фактор творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся. Сбор портфолио предполагает повышение учебной мотивации школьников, заинтересованных в накоплении достижений, добавляет больше ответственности родителям и ученикам. Он должен стать предметным портфолио, эталоном, относительно которого должна формироваться самооценка учащегося. Важная роль портфолио здесь – представить отчет по процессу образования учащихся, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Основные типы портфолио. Опыт использования различных моделей портфолио, накопленный в эксперименте по предпрофильной подготовке, позволяет сформулировать следующие выводы. При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

А) «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую (зачётную) книжку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Б) «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Количественная оценка требует разработки чёткой критериальной базы и принятия её на уровне муниципальной (либо региональной) образовательной сети.

Текущим документом является творческая (ученическая) книжка школьника с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

В) «Портфолио отзывов» - включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: