Доверие к учителю. Послушание. | • В процессе учения. • В повседневном поведении. |
Большая подражательность. | ♦ Может иметь положительный эффект в формировании личности, в усвоении учебного материала. ♦ Может иметь отрицательный эффект. Поверхностность восприятия явлений. |
О каких-либо сложностях и трудностях не задумывается. | — Игровое отношение к познанию позволяет ему легко овладеть новым опытом, приобщиться к жизни взрослых. |
Большая впечатлительность (во власти яркого факта или образа). | • Старается быть ближе к тому, что заинтересовало. При возможности берет в руки, внимательно рассматривает. Но... стремление проникнуть в сущность явления, вскрыть его причину заметно не проявляется. • Затрудняется выделять главное. Легче — дословное воспроизведение |
Повышенная реактивность, готовность к действию. | На уроке реализуется: • быстро поднимает руку; • нетерпеливо выслушивает; • стремится ответить. |
Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах (схема 43).
|
|
Схема 43
|
В учебной деятельности у младшего школьника осуществляется самопознание. Результаты учебы оцениваются окружающими и поэтому определяют положение школьника среди них, от чего зависят его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятельности ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, формируется самооценка (схема 44).
Самооценка формируется:
HH. в оценке деятельности самим ребенком;
II. в общении с другими людьми.
На развитие самопознания оказывает влияние школьная оценка успеваемости.
|
|
Схема 44
Самооценка младшего школьника
|
От характера самооценки зависит и отношение младшего школьника к самому себе. Важно, чтобы умение ребенка было ценным в глазах сверстников и взрослых (лучше всех играет в футбол, решает задачи, играет на гитаре, поет, рисует и т. д.). Когда сверстники положительно оценивают того или иного ученика, тот чувствует свою ценность (индивидуальность). Формирование и корректирование самооценки представлено на схеме 45.
Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель воспитывает у них умение учиться. Здоровая самооценка это:
JJ. спокойная уверенность в себе (без самолюбования);
KK. спокойная самокритичность (без самоедства).
Схема 45