Одно из основных достоинств дачного дома заключается в том, что в него можно влезать через окно. И вылезать тоже через окно можно. Я со времен своего детства помню сие волшебное ощущение! Даже не объяснить слишком серьезному взрослому человеку, как это здорово – вскочить на подоконник, а потом одним махом выпрыгнуть на траву под окном!
Если освоить начальные навыки скалолазания, то и окна, расположенные на втором этаже, могут быть использованы соответствующе. Долгие годы мои дети залезали на чердак и спускались оттуда при помощи альпинистской веревки. А когда занялись скалолазанием всерьез – уже и без помощи веревки.
И всегда, конечно, хочется залезть на крышу. В первые годы я приставлял длинную лестницу, учил сыновей по ней взбираться, страховал их. Потом они стали лазать на крышу сами. А когда подросла Машенька, братья помогали ей туда забираться и следили за ней. А я, волнуясь, страховал снизу.
Гуляя по садоводству, я всегда удивляюсь: почему люди так много времени проводят в огороде или около своей машины, жаря шашлыки или строя что-то, но не находят времени, чтобы залезть со своим ребенком на крышу?! Да Бог с ним с обедом или с новым крыльцом! На крыше небо гораздо-гораздо ближе! Оттуда все выглядит так необычно. Там опасно – а значит, нужно учиться быть собранным и осторожным. Сидя на крыше, мы с детьми чувствуем себя людьми, смотрящими вдаль. Если кого-то читать научили в 5 лет, а на крыше он и в 7 лет ни разу не бывал, то нет ли здесь перекоса в воспитании?
|
|
Спускаться с крыши так же сложно и опасно, как и забираться на нее. Даже еще сложнее и еще опаснее. Я всегда страховал детей до тех пор, пока не убеждался, что они уже выросли и в полной мере освоили это дело самостоятельно.
А начинали мы с невысокой крыши нашего дачного туалета. Рядом – штабель досок. Высота совсем небольшая. Но для малыша и такое приключение – целый этап, дверь в совершенно новый мир. И не только для жаждущего трудностей мальчишки, но и для спокойной, любящей комфорт девочки.
Итак, дачный дом и все остальное, что есть на участке, я рассматривал как многоплановое лазательное пространство. Существенно и то, что оно сделано не специально для лазания (как спортивный комплекс), а представляет собой своеобразную композицию обычных жизненных объектов, обычных условий. От меня требовалось лишь не запрещать лазать, немного приглядывать за детьми, психологически их понимать, оценивать их новые достижения.