Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Образование - это социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.
Образование также рассматривается как система, включающая в себя различные уровни:
1. Дошкольное.
2. Начальное.
3. Среднее.
4. Высшее.
5. Аспирантура
Основные функции образования:
1. Адаптация(подготовка к жизни и труду в обществе)
2. Профессиональная(обучение специалистов.
3. Гражданская (подготовка гражданина)
4. Обще-культурная (приобщение к культурным ценностям)
5. гуманистиеская (раскрытие личностного потенциала)
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;
|
|
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни;
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся;
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.
Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.
Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.
Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.