Внешние | Внутренние | |
Текущие | Реклама, маркетинговые исследования | Оплата труда, социальные выплаты |
Единовременные | Договора на подготовку специалистов | Инвестиции в социальную сферу, оборудование и переоборудование, обучение. |
3 Рентабельность: сущность, значение, показатели.
Показатель прибыли не дает представления о степени эффективности использования затрат.
Для определения сравнительной экономической эффективности производства отдельных видов продукции, отраслей и хозяйств в целом необходимо полученную прибыль сопоставить с себестоимостью реализованной продукции. Для этого необходим показатель рентабельности. Рентабельность является комплексным интегральным показателем экономической эффективности производственной хозяйственной деятельности предприятия.
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.
Так с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (прибыли от реализации, работ, услуг, оставшейся в распоряжении предприятия) за ряд лет. Такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при этом не используются соответствующие способы пересчета в сопоставимые цены).
Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия.
Как результативный показатель рентабельность характеризует эффективность использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в деятельности, рост (снижение) объемов деятельности.
Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.
Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.
С точки зрения бухгалтерского учета, рентабельность состоит из двух составляющих. Первый компонент − доход от обычной (повседневной) хозяйственной деятельности предприятия (определяется как разность между валовыми доходами от реализации и издержками обращения). При этом на величину рентабельности от хозяйственной деятельности оказывает влияние соответствующая методика исчисления издержек, затрат на содержание персонала, оценки стоимости основных фондов, запасов и других составляющих. Второй компонент − потенциальная рентабельность (доход от владения ценными бумагами, долговыми обязательствами и материальными ценностями). Разновидностью потенциального дохода выступает чрезвычайный доход, который складывается из дохода от реализации активов, безнадежных финансовых обязательств, использования сумм от ускоренной амортизации, резервов.
Виды рентабельности:
1. Рентабельность продукции – отношение прибыли от реализации по всем видам продукции (одному виду продукции) к полной себестоимости всей продукции (вида продукции).
2. Рентабельность продаж (реализации) – отношение прибыли от реализации по всем видам продукции (одному виду продукции) к выручке от реализации всей продукции (вида продукции).
3. Рентабельность производства - отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости основных производственных средств и нормированных оборотных средств.
4. Рентабельность отдельных ресурсов:
рентабельность основных средств - отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости основных средств;
рентабельность нормируемых оборотных средств - отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств.
5. Рентабельность инвестиций или капитальных вложений – это отношение годового прироста чистой прибыли в результате освоения капитальных вложений (инвестиций) к сумме капитальных вложений (инвестиций).
В тех случаях, когда производство продукции является убыточным, определяется показатель уровень убыточности. Рассчитывается как отношение величины убытка от реализации продукции к полной ее себестоимости и выражается в процентах.