Центры финансовой ответственности как инструмент бюджетного управления

§

§ Для эффективного бюджетного управления, полномочия и финансовая

§ ответственность отдельных менеджеров должны быть четко определены. В терминах бюджетирования эти зоны ответственности называются цен­трами финансовой ответственности (ЦФО).

§ Основными целями выделения ЦФО являются:

§ - повышение качества управления как предприятием в целом, так и по направлениям производственно-хозяйственной деятельности, в частности, за счет совершенствования системы планирования и контроля;

§ - учетно-аналитическое обеспечение управленческих решений;

§ - формирование гибких организационных структур в сложных произ­вод­ственно-хозяйственных системах;

§ - формирование предпосылок для децентрализации части центров от­вет­ственности в форме структурных подразделений с правом самостоятель­ных решений части ключевых вопросов деятельности [43].

§ Центры ответственности могут быть разделены на четыре категории:

§ Центр доходов – центр ответственности, руководство которого

§ подотчетно только за получение доходов, т.е. имеет возможность кон­троли­ровать и оказывать воздействие на цены и объем деятельности.

§ Центр затрат – центр ответственности, руководитель которого может контролировать только затраты. Т.е. это объекты управления, для которых целесообразно аккумулировать затраты.

§ В центрах прибыли менеджер контролирует как доходы, так и связан­ные с его генерированием затраты. Таким образом, результат его работы мо­жет быть измерен или абсолютным размером прибыли, либо отношением при­были к объему реализации (продаж). Одна из актуальнейших задач управ­ленческого учета – определение и выбор из имеющихся альтернатив адекват­ного формата планирования и отчетности по прибыли для ЦФО с учетом ре­ального объема полномочий, реализуемых на его уровне.

§ Четвертый тип центров финансовой ответственности – центры инве­сти­ций предполагают контроль не только за затратами, выручкой и прибы­лью, но и инвестициями в оборудование и другие активы. Результаты дея­тельно­сти могут быть оценены показателями доходности инвестиций или до­ходно­сти применяемого капитала в соответствующем сегменте бизнеса – будь то компания или ее отделение.

§ Совокупность ЦФО и взаимосвязь между ними формируют фи­нансо­вую структуру предприятия (схема 1).

§ Структура центров ответственности предусматривает также их разде­ле­ние по уровням управления (центр ответственности первого уровня, вто­рого уровня и т.д.) в зависимости от их подчиненности, целей и задач плани­рова­ния и контроля. [18].

§ Для получения комплексной оценки деятельности центров ответствен­ности вводятся контрольные показатели производственно-хозяйственной деятельности. Эффективность работы центров ответственности определяется сравнением плановых и фактических показателей.

§ Порядок формирования организационной структуры предприятия для целей бюджетирования

§

§

§

§


§

§

§

§ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ

§ Бюджетное управление (в некоторых источниках его называют бюдже­тированием) – это управленческая технология, показатель качества управле­ния в компании, соответствия уровня ее менеджмента и принимаемых управ­ленческих решений современным требованиям [12].

§ Бюджетирование это с одной стороны, процесс составления финансо­вых планов и смет, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управ­ленческих решений.

§ Полноценное внутрифирменное бюджетирование включает три состав­ные части (см. рис. 2):

§ – технологию;

§ – организацию;

§ – автоматизации.

§ 1. Технология бюджетирования, в которую входят инструментарий фи­нансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых пока­зателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т.п.

§ 2. Организация бюджетирования, включающая финансовую структуру компании (состав центров учета – структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюд­жетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составле­ния бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок по­следующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюд­жетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональ­ными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т.п.).

§ 3. Автоматизация финансовых расчетов, предусматривающая не столь­ко составление финансовых прогнозов (включая сценарный анализ, расчет различных вариантов финансового состояния предприятия и его от­дельных видов бизнесов), сколько постановку так называемого сплошного управленческого учета, в рамках которого в любое время (хоть по минутам) можно получать оперативную информацию о ходе исполнения ранее приня­тых (утвержденных) бюджетов (о движении денежных средств, уровне из­держек, структуре себестоимости, норме и массе прибыли и т.п.).

§ Три источника, которые предстоит задействовать при постановке внутрифирменного бюджетирования [24]:

§ - методологию бюджетирования, базирующуюся на западных принци­пах финансового менеджмента (естественно, адаптированных к российским ус­ловиям);

§ - создание корпоративных баз данных, основанных на сборе и обра­ботке первичной документации, включая всю информацию, циркулирующую в бухгалтерской отчетности и (это самое важное) помимо нее, причем в более оперативном режиме, чем это необходимо для представления утверждения форм бухгалтерской отчетности в налоговые органы;

§ - строгое следование принципам конфиденциальности.

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§ Составные элементы бюджетирования

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§

§



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: