Сущность обществ отношений

Философский анализ общественной жизни включает в себя исследование вопроса о сущности общественных отношений. Общество становится реальностью только там, где между людьми возникают какие-либо отношения. Если речь идет об экономической жизни общества, то имеются в виду отношения людей, взаимодействующих по поводу производства и распределения материальных средств жизни. Если речь идет о политической жизни общества, то в поле зрения находятся отношения людей, решающих вопросы о том, как управлять делами общества. И в других сферах общественной жизни речь может идти о какой-либо определенной форме отношений.

Прежде всего требует пояснения то, как возникают общественные отношения, какую роль они выполняют в обществе. Другими словами, философия должна ответить на вопрос, почему люди вступают в общественные отношения, в силу каких причин отношения в обществе приобретают ту или иную форму. Очень медленно вызревала философская мысль о том, что общественные отношения составляют оборотную сторону человеческой

жизнедеятельности. Эту идею можно выразить краткой формулой: какова деятельность людей, таковы и отношения в обществе. Живя в обществе, люди организуют свою деятельность не в обособлении, не в одиночестве, а сообща, коллективно, взаимодействуя между собой. За любым общественным отношением стоит какой-либо процесс взаимодействия людей.

Взаимодействовать - значит вступать в какое-либо отношение между собой. Поэтому понимание общественных отношений связано с анализом человеческой деятельности.

Деятельность людей всегда связана с объектом, имеет ту или иную предметную цель. Объект деятельности есть центр, вокруг которого организуется взаимодействие. Например, содержанием сельскохозяйственной деятельности является выращивание и переработка предметов продовольственного значения. В течение длительного исторического периода

складывались самые разные формы взаимодействия людей вокруг объектов сельскохозяйственной деятельности. Историки пришли к выводу, что земледелие и скотоводство стали двумя первыми крупными формами общественного разделения труда. Общество тем проще, чем меньше число объектов той или иной деятельности. Если сопоставить между собой древнее земледелие и современное земледелие, то объектное содержание их существенно различается. Сегодня земледелие тесно связано с другими сферами человеческой деятельности и их объектами. В силу этого общественные отношения земледелия сегодня не только гораздо сложнее сами по себе, но они еще и тесно переплетены с другими деятельностными отношениями. Сложность современного общества обусловлена не только наличием огромного количества объектов деятельности, но и

теснейшим переплетением всех видов деятельности, а, значит, и общественных отношений, между собой.

Требует выяснения и вопрос о том, кто является субъектом общественных отношений. Универсальный субъект общественной жизни - отдельный индивид. Однако природа общественных отношений такова,что субъектами выступают не только индивиды, но и надиндивидуальные образования: коллективы, учреждения и организации. В самой сути общества заключено то, что в общественной жизни отдельный индивид имеет значение не сам по себе, а только по отношению к другим индивидам. Всюду, где отдельные индивиды взаимодействуют между собой, они выступают от имени целого - какой-либо определенной социальной общности. В экономические отношения индивиды включаются через посредство предприятий, в политические отношения - через посредство политических организаций. Любая социальная структура состоит не из разрозненных индивидов, а из индивидов как представителей определенных социальных общностей. И в общественные отношения люди вступают через участие и представительство в социальных общностях. Если бы этого не было, то регулирование общественных отношений не просто составляло бы проблему - оно вообще стало бы невозможным.

Задача философии - найти в общественных отношениях как место индивидуального, так и место социального. Индивидуальный аспект общественной жизни выражается в тех потребностях и интересах отдельных индивидов, в силу которых они вступают в социальное взаимодействие.

Индивид вступает в социальный мир со своими собственными замыслами. Он реализует себя через посредство других людей. Здесь ключевое понятие - "социальный интерес". Субъектами социальных интересов выступают именно отдельные индивиды. Они же всегда являются инициаторами новых форм общественных отношений. Их деятельность есть движущая сила общественной жизни. Социальный аспект общественной жизни состоит

в том, что отношения отдельных индивидов приобретают устойчивую, повторяющуюся форму, становятся привычными и традиционными. Например, в обществе может принять стабильную форму способ организации музыкального воспитания детей, когда повсеместно создаются специальные музыкальные учреждения, вводятся общие образовательные программы, органы инспекции и т.п. Здесь речь идет о некоторой формальной стороне общественных отношений, а не о содержании человеческой деятельности. По своей социальной форме детские музыкальные учреждения в основном схожи, но содержательно могут сильно отличаться, если в них работают педагоги с различным уровнем талантливости и квалификации.

Далее следует рассмотреть структуру общественных отношений. Этот вопрос очень важен для социального познания, ибо речь идет о том, из каких элементов слагается общественная жизнь. В структуру общественных отношений можно включать лишь те формы социального взаимодействия индивидов, коллективов и организаций, в которых есть устойчивость и повторяемость, традиция и упорядоченность. Именно в этих формах общество осуществляет свою целостную жизнедеятельность. Например, экономические отношения зафиксированы в традиционных формах производства, распределения, обмена и потребления. Правовые отношения необходимы для того, чтобы государство могло через них регулировать взаимодействие различных субъектов общественной жизни. Любое общественное отношение связано с каким-либо объектом и соответствующим видом человеческой деятельности. Объяснять общественные отношения вне связи с деятельностью - значит оторвать форму общественной жизни от ее содержания. И структура общественных отношений соответствует структуре человеческой деятельности. Если удается найти структурное соответствие между формой отношений и содержанием деятельности, то в социальной философии возникает ясность по поводу того, что такое общество.

Общественные отношения и их структура - явление историческое, то есть изменчивое, развивающееся. Общество, однажды возникнув, в дальнейшем воспроизводит свою структуру в тех границах, которые соответствуют достигнутому уровню человеческой деятельности. Например, не сразу возникли товарно-денежные отношения в экономике. Однако, когда они впервые сформировались, общество получило возможность для

многостороннего развития экономического взаимодействия между различными экономическими субъектами. Сегодня экономический обмен в обществе достиг очень глубокого уровня развития. Экономические взаимоотношения стимулируются том, что позволяют удовлетворять все более возрастающие потребности людей в материальных благах. Их структурная сложность соответствует сложности видов экономической деятельности: здесь и торговля, и кредитование, и налогообложение, и договорные

отношения предприятий. Все это стало возможным в результате длительного исторического развития общественного разделения труда.

Знание структуры общественных отношений имеет прямое отношение к управлению обществом. Ни одно серьезное политическое решение не принимается без учета того, как оно скажется на структуре общественной жизни. Политики следят за тем, как реагируют различные социальные группы на изменения в методах управления государством. Когда в общественных отношениях возникает кризис, необходимо реформировать их структуру. Радикальная ломка общественных отношений обычно происходит в форме социальной революции. Это означает, что данная форма взаимодействия людей в обществе становится тормозом для развития содержания человеческой деятельности. Все общественные отношения изменяются сознательно, целенаправленно, организованно: создаются движения, партии, политические программы, появляются лидеры и их сторонники, создаются различные учреждения и т.п. Например, в XVIII веке французские просветители Поль Гольбах, Дени Дидро и Клод Гельвецкий писали о необходимости "общественного договора". Это означало, что европейское капиталистическое общество стало нуждаться в определенном механизме согласования социальных интересов различных групп и

учреждений. "Общественный договор" - это консенсус в обществе по поводу того, на каких началах будет основано взаимодействие в обществе, каковы будут общественные отношения. Договориться об устройстве общества - значит наладить все стороны

Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.
Идеалистическое понимание социальных связей и отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. «Порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.
Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое. Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, где закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое. Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает по сути дела его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете. Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств, любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающих именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.
Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и в конечном итоге потере им своей идентичности, своего Я. Человек может от чуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д. Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе. Для этого необходимо представить себе основные этапы взаимодействия человека и общества.
Исторически первой появилась система личной зависимости людей в связи с переходом от охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь усилий многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства и аппарата. Образуется система социальных связей, характеризующихся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального производства.
Вторым этапом было общество как система вещных зависимостей, когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления, с экстенсивным типом развития, что ведет к «одномерности» человека.
Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать новый импульс развития человеческих качеств. Вещная зависимость людей друг от друга может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится «узлом» всех типов социальной организации.

29.Формационная и цивилизациооная мод.

Формационная концепция общественного развития.

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Цивилизационная концепция общественного развития.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: