Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
· сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
· специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
· целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
· большая роль проблем морали и нравственности;
· конкретность;
· широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
· проблема человека;
· космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
· проблемы морали и нравственности;
· проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
· проблема власти;
· проблема государства;
· проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
· проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
· период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
· философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
· философия XVIII в.;
· Выдающийся русский философ Владимир Соловьев (1853 — 1900).
· Эволюция философских взглядов Соловьева включает три основных периода. Первый период — начало 80-х гг. — посвящен исследованиям в области теософии, основными работами являются “Чтения о Богочеловечестве” (1877 — 1881), “Религиозные основы жизни”(1882 — 1884). Во втором периоде (примерно до 1890 г.) Соловьев исследует проблему теократии, создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни (“История и будущность теократии” (1885 — 1887), “Россия и Вселенская церковь” (1889). Третий период — исследование проблем теургии, связанных с мистическим искусством, которое, руководствуясь божественной истиной, творит новую жизнь. Основные работы периода — “Смысл любви” (1892 — 1894), “Оправдание добра” (1895). Необходимо отметить, что на протяжении всего творчества Соловьева одно из центральных мест для него всегда занимала проблема Софии.